Paris à nous deux! Artistes de la collection à l'assaut de la capitale. Musée cantonal des beaux-arts, Lausanne.
В Лозанне - неплохая выставка из собственной коллекции (какой-то совершенно огромной и, как я уже неоднократно жаловался, находящейся в запасниках, пока строят новый музей, а уж что там будет - одному богу известно), посвящённая взаимоотношениям швейцарских художников с Парижем.
Этот музей - один из самых фашистских, фотографировать нельзя ни при каких обстоятельствах - что особенно удивляет, с учетом того, что коллекцию обычно не увидишь, а
сайт - беднее некуда. Так что картинок немного. Но вот разбивка по залам, и кое-что покажу.
Зал 1. Парижский салон. Здесь братья François и Jacques Sablet, проблиставшие на парижских салонах в конце 18-го века, а также золотые медалисты салона Charles Gleyre (1843) и Léopold Robert (1822). Глер, кстати, потом был учителем разных импрессионистов (Моне, Ренуара, Сислея, а также Уистлера).
Зал 2. Универсальные выставки. Здесь швейцарцы на 5 парижских выставках с 1855 и по 1900 г. в основном представляют страну гор в коровах и крестьян в кокошниках.
Зал 3. Новые салоны, галереи. Конец 19 в. Salon des indépendants, все швейцарцы разом устремились, включая Valloton, Bailly, Borgeaud, Auberjonois и даже не известного мне совершенно кубиста Gustave Buchet.
Зал 4. Война! (C'est la guerre!) Много Валлотона, в т.ч. широкоформатный, утомительно символический триптих, но и гениальные черно-белые эстампы. И офорты Steinlen'а - как уныло-патриотические, так и опять же зарисовки с фронта.
Зал 5. Толпы и личности. Опять же прекрасные зарисовки Валлотона и Steinlen'а, в т.ч. огромная серия первого "Маски", прекрасные портреты кучи деятелей культуры и кое-каких политиков.
Зал 6. Искусство и мода. Афишеукрашательство Eugène Grasset, мидинетки у витрин Steinlen'а, Eau mystérieuse - знаменитый парад воображаемых средневековых мод Ernest Biéler'а.
Зал 7. Внутренняя драма (или же Драма интерьера). "Индивидуализм и чувства взрывают семью в 19 в... Искусство и литература нападают на буржуазную модель семейной пары... брак изображается как лицемерная условность, как тормоз для страстей сердца и тела". Помимо наблюдательных Валлотона и Стенлена, здесь Louise Breslau с автопортретом, а также двойным портретом в интерьере себя (спиной) и своей любовницы - тройным, если считать собаку. Портрет жены Бьелера - парижанки Мишель, женщины с характером, что и доведет их до развода, поскольку "она не понимает, каково место жены при муже в его родной стране".
Зал 8. Зрелища. Снова В+С, но и Alice Bailly, и René Auberjonois. Цирк, кабаре, премьера Ubu roi...
Зал 9. Городские виды. Виды стройки Стенлена, прекрасный маленький вид на крыши Валлотона.
Зал 10. Один швейцарский коллекционер в Париже. Скульптуры Родена, а также Charles Despiau и Albert Bartholomé из коллекции доктора Henri-Auguste Widmer.
В целом - посмотреть стоит, поскольку достаточно много Валлотона, а также имеется Steinlen, Alice Bailly и Louise Breslau, все очень достойные. Ну и локально-прилозаннские художники типа Biéler, Auberjonois, Bocion тоже неплохи.
Ссылки по теме:
небольшой ролик местного телевиденияНесколько картинок, упоминаемых выше