Marcel Duchamp. La peinture, même. Я никогда вообще не думал о Дюшане как о художнике. Человек, "убивший" живопись писсуаром и прочим ready-made'ом. Воплощение идиотизма современного искусства, основывающегося на обеспечиваемой экспертным дискурсом продажности и рыночности.
Ивонна и Магдалена, разорванные на куски.
Но прослушал тут по France Culture посвященную ему передачу, в которой Д. как личность трактовался в весьма симпатичном ключе. И решил сходить на выставку, раз уж как раз большая ретроспектива.
Д. занимался живописью примерно с 1910 по 1923, когда создал "Большое стекло" - Grand verre - которое назвал загадочно "La mariée mise à nu par ses célibataires, même" (Невеста, раздетая своими холостяками, собственной персоной). После этого он занимался всем чем угодно - мастерил бесконечно что-то, продавал картины, играл в шахматы, организовывал выставки, снимал фильмы, не очень часто выступал - и только только после смерти в 1968 г. выяснилось, что он в тайне работал над ещё одним произведением, Etant donnés.
Выставка, надо сказать, совершенно не прояснила для меня Дюшана. Я увидел достаточно много его картин в контексте произведений других художников и скульпторов (например, его брата Жака Вийона, но и кубистов, фовистов и т.п.), а также артефактов эпохи типа порнофильмов или результатов научных/квазинаучных открытий. Но между этой живописью ready-made'ом - кажется, ничего общего. Просто кажется, что Д., дойдя в живописи до того, что ему казалось естественным пределом, перестал ей заниматься, а стал заниматься идеологией. [В другой передаче France Culture как раз сравнивали Пикассо и Дюшана и рассуждали, кто из них величайший живописец 20 в., аргументируя за Д. тем, что он как раз остановился и убил живопись, а П. напротив, уперевшись в ту же проблему предела, пошёл назад, к реализму, а потом стал пытаться исчерпать все возможные стили бесконечным творчеством.]
Ниже несколько картин с выставки по разделам, которые объясняют, как те или иные темы отображались или переживались Д-ом с тем, чтобы кульминировать в Grand verre.
Зал 1. Эротический климат. Эротическая обсцесиия, порнофильмы вокруг "раздевания невесты", карикатуры по образцу братовых (ирония).
Франтишек Купка. У романиста.
Зал 2. Обнаженные. От фовизма к более абстрактным и загадочным фигурам, разрыв с формализмом и натурализмом, живопись "антиретинная, метареалистическая".
Крещение.
Портрет отца (в сезанновском духе).
Брак. Le golf des Lecques. МД. Bateau-lavoir.
Кандинский. Ландшафт с башней. МД. Пейзаж.
Соната.
По поводу младшей сестры.
Зал 3. Явление привидения. Исследование литературы и живописи символистов. Увлечение невидимой ("антиретинной") радиацией, рентгеновскими лучами и флюидами ауры. Создать живопись невидимого.
Франтишек Купка. Женщина, собирающая цветы.
Портрет (Дульсинея).
Франсис Пикабиа. Танцы у источника.
Зал 4. Растеоризировать кубизм. 1911 - присоединение к группе кубистов вместе с братьями. Обсуждение научных, технических и философских открытий эпохи. "Обнажённая, сходящая с лестницы" не допускается на выставку друзьями-кубистами из-за вызывающего названия.
Обнажённая, сходящая с лестницы. Два варианта.
Зал 5. Механическое целомудрие. Механическая фантасмагория в то время занимает литературное и художественное воображение. Посещение салона аэронавтики в 1912 г., восхищение формальным совершенством самолетного винта. Связанность человеческого тела с механикой. Личная иконография, связанная с игрой в шахматы, в которой слито движение, эротика и механика.
Пикабиа. Портрет Мари Лорансен.
Ди Кирико. Il ritornante.
Портрет матери Гюстава Канделя. Кофемолка.
Нана с зелёным корсажем. Велосипедное колесо.
Шахматная партия.
Шахматисты.
Бранкузи. Эскиз для портрета Евгении Мейер-мл..
Зал 6. Органическое подсознание [механика внутренностей]. Посещение Мюнхена и нескольких больших европейских музеев. Закладывает основы "Большого стекла". Смешивает механику и внутренности. Идея перехода во всех смыслах ("Переход от девы к невесте").
Невеста.
Альберто Мартини с зеркалом.
Зал 7. "Живопись точности и красота равнодушия". Работает ассистентом в библиотеке св. Женевьевы. Углубляет знания в геометрии, математике, перспективе и оптике. Готовит другие элементы "Большого стекла" и экспериментирует с материалами. Сухой и чёткий стиль, фронтальная перспектива - и одновременно вносит элемент случайного и субъективного в объект через "эталонные затычки" (stoppages étalon) - совершенно индивидуальные единицы измерения.
Шоколадомолка.
Сеть затычек.
3 эталонных затычки.
2 артефакта Дюшана и 1 Ман Рэя.
Портрет Ивонны Дюшан.
Робер Делоне. Окно.
Зал 8. Большое стекло.