Искусство шёлковых цветов

Feb 21, 2013 22:09

В 2006 году в журнале Деко вышла моя статья "Искусство шёлковых цветов".
Журнальный формат не даёт развернуться, а здесь можно дать побольше материала.
Статья большая, разделю её на части и буду разбавлять накопленным материалом.





Искусство шёлковых цветов

«Изготовление искусственных цветов - чрезвычайно лёгкая, весёлая и благодарная по своим результатам работа…» Так начинается  пособие по изготовлению цветов из ткани, изданное в конце Х1Х века.
Искусственные цветы из ткани в это время были одним из самых распространённых видов отделки платья. Популярность их вполне объяснима, ведь помимо объёма на и так пышном силуэте они образовывали ещё и эффектные цветовые пятна. Их подбирали в тон платью или выделяли на его фоне. К тому же исполненные с величайшим мастерством, они выглядели подлинными произведениями искусства. В одном букетике могли встретиться цветы разных сезонов, например, осенние и весенние, а то и вовсе можно было сразить публику невиданными букетами самых невероятных расцветок.
В России цветы из ткани появились в конце ХV111-начале Х1Х века вместе с парижскими туалетами и, как любое новшество, были очень дороги. Чтобы снизить цены на цветы и сделать украшения более доступными и массовыми, из Франции стали ввозить не только готовые цветы, но и отдельные их части - лепестки, листики, тычинки. Детали заготовок цветов, ткани, краски, выкройки цветов, инструменты и многое другое, что входило в «набор цветочницы», можно было купить в специализированном магазине в Москве или выписать по почте.
«Лёгкая и весёлая работа» и заключалась, вероятно, в сборке деталей и создании бутоньерок из готовых элементов.
Спрос на новинку был огромный, пошив туалетов требовал индивидуальной отделки, возникла потребность в мастерицах-цветочницах. Изготовлению цветов стали обучать немки и француженки, открывавшие в Москве мастерские по производству цветов из ткани, бумаги, кожи, пряжи, бисера. В начале ХХ века  только в Москве насчитывалось несколько сотен мелких и средних мастерских. В том, что мастерицы не сидели без дела, легко убедиться: на одном из бальных платьев я насчитала более 240 цветов, а на шляпе могло быть до 50 цветов, но какая уважающая себя светская дама обойдётся одним бальным платьем или шляпкой?  Если женщина была стеснена в средствах, с помощью декоративных  дополнений она делала свои платья неузнаваемыми. И в самом деле, не на цветах же экономить!

Фотографии, сделанных в цветочных мастерских

















Цветы из ткани, Мои статьи, История аксессуаров

Previous post Next post
Up