и дах тя в завет рода Израилева, во свет языков, 7
Отверсти очи слепых,
извести от уз связанныя и из дому темницы и седящыя во тме. 8
Аз Господь Бог, сие Мое есть Имя,
Славы Моея иному не дам,
ниже добродетелей Моих истуканным. 9
Иже из начала, се, приидоша,
и новая, яже Аз возвещу,
и прежде неже возвестити, явишася вам. 10
Воспойте Господеви песнь нову:
началство Его, прославите Имя Его от конец земли,
сходящии в море и плавающии по нему,
острови и живущии на них. 11
Возвеселися, пустыне, и веси ея,
придвория, и живущии в Кидаре:
возвеселятся живущии на камени, от края гор возопиют, 12
Дадят Богу славу,
добродетели Его во островех возвестят. 13
Господь Бог сил изыдет и сокрушит рать,
воздвигнет рвение и возопиет на враги своя со крепостию. 14
Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю?
Терпех яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе, 15
опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу,
и положу реки во островы, и луги изсушу: 16
и наведу слепыя на путь, егоже не видеша,
и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им:
сотворю им тму во свет и стропотная в правая:
сия глаголы сотворю, и не оставлю их.
Прокимен , глас 6:
Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотври Господь, спасе его десница Его. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. ------------------------------------------------------------- Русский текст, Синодальный перевод:
книга пророка Исаии 42:5-16
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. 6 [Spoiler (click to open)]Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. 8 Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. 9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. 10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. 11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. 13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. 14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; 15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их;мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. (Ис.42:5-16)
Святая Четыредесятница, седмица Пятая, Четверг
На вечерне:
Книга Бытие XVIII, 20-33.
Прокимен, глас 7:
Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.
Рече Господь: вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне,
и греси их велицы зело: 21
Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются:
погубиши ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый? 24
аще будут пятьдесят праведницы во граде, погубиши ли я?
не пощадиши ли всего места пятидесяти ради праведных, аще будут в нем? 25
никакоже Ты сотвориши по глаголу сему,
еже убити праведника с нечестивым,
и будет праведник яко нечестивый: никакоже,
Судяй всей земли, не сотвориши ли суда? 26
Рече же Господь: аще будут в Содомех пятьдесят праведницы во граде,
оставлю весь град и все место их ради. 27
И отвещав Авраам, рече:
ныне начах глаголати ко Господу моему,
аз же есмь земля и пепел: 28
аще же умалятся пятьдесят праведницы в четыредесять пять,
погубиши ли четыредесяти пятих ради весь град?
И рече: не погублю, аще обрящу тамо четыредесять пять. 29
И приложи еще глаголати к Нему, и рече:
аще же обрящутся тамо четыредесять?
И рече: не погублю ради четыредесяти. 30
И рече: что, Господи, аще возглаголю?
аще же обрящется тамо тридесять?
И рече: не погублю тридесятих ради. 31
И рече: понеже имам глаголати ко Господу:
аще же обрящутся тамо двадесять?
И рече: не погублю, аще обрящутся тамо двадесять. 32
И рече: что, Господи, аще возглаголю еще единою?
аще же обрящутся тамо десять?
И рече: не погублю десятих ради. 33
Отъиде же Господь, яко преста глаголя ко Аврааму:
и Авраам возвратися на место свое.
Прокимен, глас 6:
Воскликните Господеви вся земля. Стих: Работайте Господеви в веселии. ------------------------------------------------- Русский текст, Синодальный перевод:
(Быт.18:20-33)
20 Сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. [Spoiler (click to open)]22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. 23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? 25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. 27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. 29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. 30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. 31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. 33И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
книга Притчи Соломона XVI, 17-XVII, 17.
Приемляй наказание во благих будет, храняй же обличения умудрится.
Разумный в вещех обретатель благих, надеяйся же на Господа блажен. 21
Премудрыя и разумныя злыми наричут,
сладции же в словеси множае услышани будут. 22
Источник животен разум стяжавшым, наказание же безумных зло. 23
Сердце премудраго уразумеет яже от своих ему уст, во устнах же носит разум. 24
Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их изцеление души. 25
Суть путие мнящиися прави быти мужу,
обаче последняя их зрят во дно адово. 26
Муж в трудех труждается себе и изнуждает погибель свою:
строптивый во своих устах носит погибель. 27
Муж безумен копает себе злая и во устнах своих сокровищствует огнь. 28
Муж строптивый разсылает злая,
и светилник льсти вжигает злым, и разлучает други. 29
Муж законопреступен прельщает други и отводит их в пути не благи. 30
Утверждаяй очи свои мыслит развращенная,
грызый же устне свои определяет вся злая: сей пещь есть злобы. 31
Венец хвалы старость, на путех же правды обретается. 32
Лучше муж долотерпелив паче крепкаго, (и муж разум имеяй паче земледелца великаго:)
удержаваяй же гнев паче вземлющаго град. 33
В недра входят вся неправедным: от Господа же вся праведная. 1
Лучше укрух хлеба со сластию в мире,
нежели дом исполнен многих благих и неправедных жертв со бранию. 2
Раб смыслен обладает владыки безумными,
в братиих же разделит (имение) на части. 3
Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа. 4
Злый послушает языка законопреступных,
праведный же не внимает устнам лживым. 5
Ругаяйся убогому раздражает Сотворшаго его,
радуяйся же о погибающем не обезвинится:
милуяй же помилован будет. 6
Венец старых чада чад: похвала же чадом отцы их.
Верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь. 7
Неприличны суть безумному устне верны, ниже праведному устне лживы. 8
Мзда благодатей наказание употребляющым:
и аможе аще обратится, успеет. 9
Иже таит обиды, ищет любве:
а иже ненавидит скрывати, разлучает други и домашния. 10
Сокрушает прещение сердце мудраго:
безумный же биемь не чувствует (ран). 11
Прекословия воздвижет всяк злый:
Господь же ангела немилостива послет нань.12
Впадет попечение мужу смысленну: безумнии же размышляют злая. 13
Иже воздает злая за благая, не подвигнутся злая из дому его. 14
Власть дает словесем начало правды:
предводителствует же скудости пря и брань. 15
Иже судит праведнаго неправедным,
неправеднаго же праведным, нечист и мерзок у Господа. 16
Вскую бяше имение безумному?
Стяжати бо премудрости безсердый не может.
Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения:
остроптеваяй же учитися впадет во злая. 17
На всяко время друг да будет тебе,
братия же в нуждах полезни да будут.
------------------------------------------------ Русский текст, Синодальный перевод:
Притчи 17:1-17
[(Принимающий научения - в добре будет; тот кто хранит обличения, тот умудрится. Тот кто хранит свои пути - сохранит свою душу, любящие же свою жизнь щадит свои уста. Досаждение предваряет сокрушения; злое помышление предваряет падения. Лучший тот, кто кроток душой со смирением, нежели тот, который разделяет корысть с досадителями. Разумный в вещах - найдет благо, надеющийся на Господа - блажен.)*]Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. 18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. 19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. 21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость. 23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. 24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. 25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. 26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы]. 31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды. 32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа. (Прит.16:17-33) 1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. 3 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь. 4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. 5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. 6 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые. 8 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. 9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. 10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. 11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. 12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. 13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. 14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. 15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом. 16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.