Очень интересный и вполне объективный материал, кстати. Наиболее неприглядно выглядят, конечно, ПАРНАСовцы, которые конкретно опозорились, поставив во главе списка столичного клоуна Яшина, и теперь обижаются, что им этим постоянно пеняли. А виноват в катастрофическом провале, конечно, кровавый Путин - дескать, против них "вели настоящую войну". Война заключалась в том, что боцов с режымом расстреливали на стадионах "поливали помоями" и "чернухой". А чего, они ожидали, что власти будут их расхваливать и носить на руках? Почему они обижаются, когда их спрашивают, когда отдадут Украине Крым - ведь их вождь Касьянов публично это обещал. Да и им самим никто не мешал поливать власти теми же помоями и чернухой. Вот, например, дебаты в прямом эфире местной ГТРК, где выступал Навальный:
Click to view
Если вы говорите, что в России у власти антинародный режим, то никакая чернуха не помешает людям проголосвать на выборах за оппозицию. А если народ не голосует, то либо режим не антинародный, либо с оппозицией что-то не так. Вообще, люди, которые ездили на выборы в Кострому, говорят, что подопечные Миши "два процента" денег потратили не меряно (половину бюджета при этом, поятное дело, распилили). Так что в данном случае многоие из них про эту кампанию вполне могут ответить словами поручика Ржевского: "Детей не очень люблю, но сам процесс!".
А вот материал BBC:
"Может быть, не так сработали. Может, надо было эффективнее поработать", - размышляет лидер костромского отделения КПРФ Валерий Ижицкий. Перед голосованием он говорил Би-би-си, что на выборах областной думы КПРФ может набрать до 28%, а он на досрочных губернаторских выборах надеется выйти с нынешним главой области Сергеем Ситниковым во второй тур. В итоге список компартии набрал в два раза меньше, чем надеялся Ижицкий, а сам вождь костромских коммунистов получил в три с лишним раза меньше голосов, чем единоросс Ситников.
В современной России кандидаты от партий парламентской оппозиции на выборах глав регионов, как правило, считаются спарринг-партнёрами, которых убедительно попросили поработать на образ конкурентной и плюралистичной российской демократии. Ижицкий заверяет, что боролся всерьёз.
"Знаете, бывает такое состояние, что - обрыдло. Надоело вот это всё хлебать. И я как раз пришёл к такому состоянию. Я ни с кем не договаривался, нормально шёл, рассчитывая - при всей своей опытности, я не считаю себя наивным человеком - на более серьёзную поддержку", - объясняет 64-летний лидер костромских коммунистов. По словам Ижицкого, идти в губернаторы ему рекомендовал Геннадий Зюганов, а уж рекомендовала ли Зюганову что-либо администрация президента - не его, Ижицкого, дело.
"Мы, "Яблоко", не доработали, - не сговариваясь, почти точно повторяет слова Ижицкого глава костромского отделения "Яблока" Валентина Ямщикова. - Не охватили весь регион. Наша кампания, я считаю, была проведена не совсем правильно. У нас вся агитация была сконцентрирована на центре города Костромы".
Ямщикова винит в этом присланных из Москвы политтехнологов. На выборах в областную думу список "Яблока", по предварительным данным, набрал 2,4% - чуть больше, чем Демократическая коалиция под флагом ПАРНАСа - и, соответственно, тоже не прошёл 5-процентный барьер.
Правда, по одномандантному округу переизбрался лидер списка, местный магнат и недавний член фракции "Единой России" Владимир Михайлов. Кроме того, список "Яблока", возможно, преодолеет барьер на выборах в городскую думу Костромы - тогда городским депутатом станет сама Ямщикова.
О необходимости проанализировать ошибки и, возможно, пересмотреть тактику и стратегию поведения в навязанных властью условиях написали в заявлениях по итогам выборов и лидеры Демократической коалиции.
Но больше своих недоработок оппозиционеры винят, конечно, именно власть. "Против нашей команды в Костроме вели настоящую войну. Ежедневно нас поливали помоями на местном и федеральном ТВ. Избирателей путали спойлерами [...] Каждую неделю город заваливали чернухой - огромные тиражи газет без выходных данных с прямой клеветой. Были и креативные провокации с использованием фальшивых дипломатов на машине с приклеенными дипномерами. Доходило и до совсем уж позорной грязи, как, например, "газета" под названием "Гей-правда", - написал в блоге первый номер списка ПАРНАСа в Костроме Илья Яшин.
"Господин Ситников в 2012 году, когда избирался, обещал прямые выборы мэра Костромы. Сейчас 2015-й. Один из пунктов нашей программы - вернуть прямые выборы мэра. Но нам же не говорят, что вы ерунду придумали. Нам говорят, что Яшин - москвич, а мы - Госдеп", - добавляет второй номер списка, бывший вице-губернатор Костромской области Владимир Андрейченко.
ПАРНАСу в этой кампании, очевидно, досталось больше всего "чернухи", но и коммунист Ижицкий жалуется на нечестные приёмы власти.
"Вышло немало материалов относительно меня, которые были просто грязными, - говорит он. - Администрации всех уровней на встречах с населением старались объяснить, что, вот, коммунисты получили большой процент голосов на прошлых выборах в Госдуму и на президентских (мы, в принципе, обыграли "Единую Россию") - и нам, мол, срезали финансирование. Отсюда: если сейчас коммунисты победят, а тем более если придёт Ижицкий, нас Москва вообще бросит".
Семеро кандидатов от КПРФ, по словам Ижицкого, угрозами заставили сняться с выборов.
"Вот сегодня наблюдатель пришла, она в школе работает, рассказывает: директор собрал собрание вечером и всем говорит, за кого надо голосовать", - рассказывает Валентина Ямщикова и дополняет рассказ экземплярами районной прессы, где почти каждая заметка - о губернаторе Ситникове или "Единой России".
Проиграли апатии и унынию
Помимо себя и административного ресурса, причиной своей неудачи костромские оппозиционеры считают и нынешнее состояние электората, подверженного мрачному обаянию власти.
"Грусть вот этих выборов заключалась в том, что взрослое поколение выбирает перспективу страны. То есть, области", - несколько неожиданно начинает рассуждать даже Валерий Ижицкий, глава регионального отделения партии, чьим базовым электоратом ещё недавно считались именно немолодые ностальгирующие по СССР люди.
"Молодежь в абсолютном большинстве на выборы не пришла, - продолжает Ижицкий. - Пришло взрослое поколение. А взрослое поколение, оно не всегда готово разобраться в хитросплетениях партийных наименований". Это Ижицкий жалуется на так называемых "спойлеров", отобравших, по его мнению, немало голосов у КПРФ.
"Мы проиграли в очень сложной кампании, но конечно не "Единой России", а человеческой апатии и унынию. Это сложная штука, и как с ней бороться, надо нам дальше думать. Зато теперь мы знаем, кто наш настоящий враг", - написал руководитель избирательной кампании Демкоалиции Леонид Волков в обращении к соратникам по кампании.
Валентина Ямщикова сетует, что избиратели легко поддаются на предвыборные обещания и небольшие "подачки" власти в виде, например, латания дорог - они в Костроме и области в ужасном состоянии. "И человек сразу добрее делается. Он верит, что этот рай будет постоянно", - смеётся Ямщикова.
Ещё Валентина Ямщикова констатирует, что на настроение избирателей очень повлияли Майдан и война на востоке Украины. "Люди очень боятся этого", - говорит она. Это она отчасти сочувствует ПАРНАСу - власти и околовластные организации как раз пугали костромской электорат тем, что ПАРНАС хочет устроить Майдан и развалить страну на деньги Госдепа.
"Да, к нашему региональному "Яблоку" никто не приходил, ни один провокатор не спрашивал, почему вы хотите отдать Крым. Основной мишенью были мы", - заочно соглашается Владимир Андрейченко, обиженно замечая, что вообще-то позиция "Яблока" по Крыму заметно сильнее расходится с официальной кремлёвской, чем позиция партий, входящих в Демкоалицию.
"После крымских событий страна стала другая. Очень много стало чуть ли не психоза, ненависти... И что делали наши оппоненты - они именно обсасывали эту всю псевдопатриотическую истерию", - говорит Андрейченко.
"Яблоко" vs ПАРНАС
Оппозиционеры обвиняют и друг друга. Точнее, лидеры Демкоалиции по ходу кампании и после голосования обвиняли "Яблоко" в том, что оно "работало" против списка ПАРНАСа. Дело, помимо обычного нежелания леволиберального "Яблока" блокироваться с праволиберальной оппозицией, было ещё и в том, что Валентина Ямщикова подала иск против Алексея Навального.
Тот заявил, что костромское "Яблоко" купил местный бизнесмен (Навальный сказал: "олигарх"), бывший единоросс Владимир Михайлов. Ямщикова заверяет, что это неправда - "Яблоко" само пригласило Михайлова, который, по её словам, всегда был фрондёром.
Михайлов возглавлял список партии, но переизбрался в областную думу по одномандатному округу. Будет ли он там представлять "Яблоко" или останется фрондёром и магнатом Михайловым, Валентина Ямщикова пока не знает.
Кроме того, в предвыборной агитации "Яблоко" напирало на то, что его кандидаты - все местные, костромские. У ПАРНАСа, соперника "Яблока" в борьбе за голоса либерально настроенной публики, список возглавлял москвич Яшин. Перед голосованием Валентина Ямщикова говорила Би-би-си, что не верит в перспективы ПАРНАСа именно потому, что их кандидатов не знают местные жители.
"Ерунда! Это лишний раз подтверждает, что "Яблоко", они несамостоятельны или, по крайней мере, сами думать не могут", - горячо возражает костромич Владимир Андрейченко. Яшин, напоминает он, победил на праймериз, где все остальные участники, кроме одного, были местными, а в предвыборной программе коалиции говорилось только о местных проблемах.
Лидер коммунистов Валерий Ижицкий перед единым днём голосования предполагал, что участие в выборах в области ПАРНАСа поможет всем оппозиционерам: наплыв наблюдателей и прессы позволит сократить число нарушений.
После воскресного голосования, в ходе которого, как признали сами оппозиционеры, подтасовок было относительно немного, но и голосов они все набрали мало, Валерий Ижицкий попытался посмотреть на дело с другой стороны. Он предполагает, что "страшилки" околовластных политтехнологов о том, что ПАРНАС несёт в Кострому "майдан" и чуть ли не уличные столкновения, могли отпугнуть от участков какое-то число избирателей, в том числе и потенциальных сторонников оппозиции.
Источник