фото img15.nnm.ru
Черноморский флот России отмечает 230-ю годовщину своего создания с новыми задачами. Министр обороны страны поручил командованию флота создать в самое ближайшее время постоянное оперативное соединение для решения задач в Средиземном море. Задание сложное, но выполнимое. О том, как решает Черноморский флот эту, а также другие задачи,
в интервью РИА Новости рассказал главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков.
- 13 мая отмечается день образования Черноморского флота, ему исполняется 230 лет. Расскажите какие перспективы ждут ЧФ?
- Существует кораблестроительная программа для Военно-морского флота, одной из составляющих которой является строительство кораблей для Черноморского флота. В соответствии с этой программой уже в следующем году флот начнет получать надводные корабли и подводные лодки. Но поступление кораблей и вспомогательных судов идет уже сейчас. Хочу лишь напомнить, что в течение ближайших нескольких лет на Черноморский флот придут шесть новых подводных лодок (проект 636 - ред) и шесть фрегатов (проект 1135.6 - ред).
Хочу также подчеркнуть, что все корабли, которые сейчас находятся в боевом составе Черноморского флота, будут ремонтироваться. Деньги на их ремонт выделены.
- Будет ли под новые корабли развиваться параллельно и инфраструктура? В Севастополе или в Новороссийске?
- На сегодняшний день основным пунктом базирования кораблей Черноморского флота является Севастополь, а также Новороссийская военно-морская база (НВМБ, Новороссийск). Развитие НВМБ ведется в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП). В первую очередь идет строительство геопорта, а затем получит развитие вся инфраструктура, которая позволит полностью обеспечить базирование новых современных кораблей и подводных лодок. Планируется ремонт и реконструкция здания штаба, создание системы жизнеобеспечения, то есть подача топлива, энергетика, связь, управление.
- До 2020 года вся система должна начать функционировать?
- Задача стоит не до 2020-го, а уже в 2014 году обеспечить прибытие новых кораблей и подводных лодок. К этому времени система должны быть отработана, чтобы на начальном этапе обеспечить базирование новых кораблей.
- В прессе часто говорится о том, что Новороссийская военно-морская база создается взамен Севастополя. Так ли это?
- Ни в коем случае. Севастополь остается основным пунктом базирования кораблей ЧФ. В случае с Новороссийском речь идет о расширении инфраструктуры базирования Черноморского флота в целом. Существует программа развития НВМБ, которая также должна обеспечить всепогодное базирование кораблей. Эта программа предполагает создание учебных центров, где личный состав будет заниматься профессиональной подготовкой, например, в специализированных классах и на учебно-тренировочных комплексах по борьбе за живучесть кораблей. В вопросе создания и развития современной учебной базы Черноморского флота приоритет, конечно, в первую очередь Новороссийской ВМБ, потому что учебная сеть по всем флотским специальностям в Севастополе давно существует и успешно функционирует. Ее необходимо всего лишь своевременно и систематически модернизировать в соответствии с развитием и усложнением технических средств и возникновением новых задач в операционной зоне флота и за ее пределами.
- Одной из наиболее актуальных тем последнего времени, связанных с Черноморским флотом, является создание постоянного оперативного соединения с базированием в Средиземном море. Будет ли при его создании учтен опыт советских времен, когда в этом районе действовала на постоянной основе 5-я оперативная эскадра ЧФ?
- Безусловно, этот опыт будет использован. Ветераны соединения сегодня активно работают и помогают нам. Остались и действующие адмиралы и офицеры, которые несли службу на кораблях этой эскадры. В настоящее время идет подготовка документов, создание нормативно-правовой базы с учетом международного права, чтобы оперативное соединение нормально функционировало в Средиземном море, где пересекаются интересы многих государств. Уже сейчас идет подготовка офицеров, которые будут на постоянной основе в море выполнять свои служебные обязанности в море. Эти люди должны быть всесторонне подготовлены, чтобы решать задачи не только в Средиземном море, но также и в районах Атлантики и Индийского океана. Такая задача поставлена и перед Военно-морской академией, где разрабатывается программа обучения офицеров, которые отобраны для службы в оперативном соединении.
- То есть планируется использование соединения не только в Средиземном море, но в Атлантическом и Индийском океанах?
- Безусловно, в случае необходимости, при возникновении каких-либо задач в других близлежащих районах это соединение может быть использовано. Сегодня оперативная зона ответственности соединения - Средиземноморский театр. Но если возникнет необходимость участия кораблей ВМФ в решении задач в других районах, например, для усиления антипиратской операции в районах Африканского Рога, то, возможно, и целесообразно будет привлечь корабли Средиземноморского соединения. Ведь направить в Аравийское море корабль из Севастополя или Балтийска это одно, а из Средиземного моря - другое. Разница в расстояниях и, соответственно, во времени прихода в точку назначения ощутимая. Мы выигрываем в оперативности реагирования на возникающие угрозы.
- Когда же будет сформирован штаб соединения?
- Штаб будет сформирован летом этого года, и его офицеры уже будут находиться в Средиземном море на одном из флагманских кораблей. Флагманский корабль (корабль управления - ред.) будет определяться отдельным решением командующего Черноморским флотом по согласованию с главнокомандующим ВМФ. Этот корабль может быть от любого из флотов ВМФ и должен удовлетворять требованиям к устойчивости связи, радиотехническому вооружению и обладать возможностями размещения на нем штаба постоянного соединения.
- Сколько и какие корабли будут находиться в составе Средиземноморского соединения? Будут ли привлекаться госпитальные суда, например?
- Действительно, такие суда в составе ВМФ есть. Это на Тихоокеанском флоте - "Иртыш", на Северном флоте - "Свирь" и на Черноморском флоте - "Енисей". Им нужен ремонт и модернизация. Такое решение принято министром обороны, и мы его выполним. Они (госпитальные суда) могут привлекаться для решения задач оперативного соединения в Средиземном море. В ближайшее время будет восстановлена техническая готовность двух госпитальных судов.
Всего уже с этого года планируется иметь в составе соединения 5-6 кораблей и судов обеспечения, которые будут меняться на ротационной основе от каждого из флотов Черноморского, Балтийского, Северного и в отдельных случаях даже Тихоокеанского. В зависимости от объема поставленных задач и их сложности количество кораблей в составе соединения может увеличиваться.
- Планируется ли включение универсальных кораблей-вертолетоносцев типа "Мистраль" в качестве штабных кораблей для данного соединения?
- Да, это возможно, почему бы и нет? Но это в дальней перспективе, потому что первый такой корабль появится в составе ВМФ России не ранее 2015 года. Изначально корабли такого класса обладают широким спектром возможностей для продолжительного управления группировками в море. Кстати, многие страны используют подобные корабли именно по этому предназначению.
- Будут ли задействованы подводные лодки для решения задач этого соединения?
- Возможно. В перспективе. Они же там и были во времена существования 5-й эскадры, о которой Вы сами упомянули. Там и атомные подводные лодки были, и дизельные. Я же подчеркнул, что опыт 5-й эскадры будет учтен. Все будет зависеть от складывающейся обстановки.
- Вы отметили, что корабли этого соединения будут там находиться на ротационной основе, а на постоянной основе не имеет смысла там держать корабли?
- Нет такой целесообразности, чтобы там постоянно находились одни и те же корабли, одни и те же экипажи. Ведь это учеба для моряков, это обмен опытом, тренировки, подготовка личного состава, межтеатровый маневр, наконец. А вот управление соединением, то есть штаб, должен находиться в море на постоянной основе и быть завершающим структурным звеном в вертикали общего руководства.
- Другая важная и интересная тема - начало функционирования российского аналога уникального авиационного тренажера НИТКА в Ейске. Когда же он начнет свою работу?
- Работы по строительству НИТКИ идут в соответствии с планом, хорошо и качественно. Сейчас идет подготовка к наладочным и настроечным работам. Я очень надеюсь, что тренажер будет введен в действие на рубеже 2013- 2014 годов. Но там будет не только тренажер для летчиков-палубников, но полноценный учебный центр для летчиков морской авиации ВМФ России.
Там же будут готовиться и вертолетчики. Причем у нас в планах создание для них специальной платформы на море, на которую будут совершать посадку вертолеты. То есть там так же, как и на НИТКЕ, будут отрабатываться элементы взлета и посадки в реальных условиях волнения моря. Платформа будет закреплена на якорях в прибрежной акватории.
- Когда же эта учебная платформа начнет функционировать?
- В программе (Госпрограмма вооружения - ред) она есть, техническое задание уже разработано. Над этим вопросом уже работают профильные конструкторские бюро. Займет эта работа не менее трех лет.
- Черноморский флот давно участвует в антипиратской деятельности в районе Африканского рога на уровне обеспечивающих сил (вспомогательные и спасательные суда - ред.). С приходом новых кораблей проекта 1135.6 не планируется ли полноценное участие Черноморского флота в антипиратских действиях?
- Если такая необходимость появится, то новые корабли Черноморского флота также будут привлекаться для решения конкретных задач. Это корабли океанского класса, и они способны выполнять любые действия в морской и дальней океанской зонах.
источник
http://ria.ru/interview/20130512/936811614.html P.S. Новороссийская ВМБ строится, конечно, на тот случай, если Украина "попросит" нас покинуть Севастополь.
Ставка на Януковича как "проводника российских интересов" оказалась ошибочной, он в первую очередь проводит интересы своих донецких спонсоров, а те хотят в ЕС и полную свободу рук - поэтому интеграция Киева в Евразийский союз, боюсь, не состоится.
Противоречия в отношениях между военными ведомствами РФ и Украины в последние месяцы вышли в публичную плоскость, поэтому украинские "товарищи" будут, вероятно, вставлять палки в колеса процессу перевооружения Черноморского флота, создавая нам максимальные трудности. А без их согласия сделать это мы не имеем права. Так что будет очередной торг вокруг цен на газ, или хохлы еще чего-то от нас потребуют. И ведь придется идти на компромисс... Или их жестко наклонить - но для этого нужна политическая воля и другой российский посол в Киеве.
Вообще ситуация в ВМФ - у нас самая проблемная. Новые боевые корабли поступают в единичных количествах - и то в основном на Каспий и на Балтику. ТОФ - стареет, ЧФ - стареет, СФ - стареет.
Нужна 30-летняя кораблестроительная программа, одобренная парламентом, утвержденная Советом безопасности РФ и подписанная президентом, чтобы четко, по годам, было понятно, когда и что получит наш флот. И, разумеется, необходимое под эту программу финансирование.