Перспективы Черноморского флота

May 12, 2013 14:12




фото img15.nnm.ru

Черноморский флот России отмечает 230-ю годовщину своего создания с новыми задачами. Министр обороны страны поручил командованию флота создать в самое ближайшее время постоянное оперативное соединение для решения задач в Средиземном море. Задание сложное, но выполнимое. О том, как решает Черноморский флот эту, а также другие задачи, в интервью РИА Новости  рассказал главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков.

- 13 мая отмечается день образования Черноморского флота, ему исполняется 230 лет. Расскажите какие перспективы ждут ЧФ?

- Существует кораблестроительная программа для Военно-морского флота, одной из составляющих которой является строительство кораблей для Черноморского флота. В соответствии с этой программой уже в следующем году флот начнет получать надводные корабли и подводные лодки. Но поступление кораблей и вспомогательных судов идет уже сейчас. Хочу лишь напомнить, что в течение ближайших нескольких лет на Черноморский флот придут шесть новых подводных лодок (проект 636 - ред) и шесть фрегатов (проект 1135.6 - ред).

Хочу также подчеркнуть, что все корабли, которые сейчас находятся в боевом составе Черноморского флота, будут ремонтироваться. Деньги на их ремонт выделены.

- Будет ли под новые корабли развиваться параллельно и инфраструктура? В Севастополе или в Новороссийске?

- На сегодняшний день основным пунктом базирования кораблей Черноморского флота является Севастополь, а также Новороссийская военно-морская база (НВМБ, Новороссийск). Развитие НВМБ ведется в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП). В первую очередь идет строительство геопорта, а затем получит развитие вся инфраструктура, которая позволит полностью обеспечить базирование новых современных кораблей и подводных лодок. Планируется ремонт и реконструкция здания штаба, создание системы жизнеобеспечения, то есть подача топлива, энергетика, связь, управление.

- До 2020 года вся система должна начать функционировать?

- Задача стоит не до 2020-го, а уже в 2014 году обеспечить прибытие новых кораблей и подводных лодок. К этому времени система должны быть отработана, чтобы на начальном этапе обеспечить базирование новых кораблей.

- В прессе часто говорится о том, что Новороссийская военно-морская база создается взамен Севастополя. Так ли это?

- Ни в коем случае. Севастополь остается основным пунктом базирования кораблей ЧФ. В случае с Новороссийском речь идет о расширении инфраструктуры базирования Черноморского флота в целом. Существует программа развития НВМБ, которая также должна обеспечить всепогодное базирование кораблей. Эта программа предполагает создание учебных центров, где личный состав будет заниматься профессиональной подготовкой, например, в специализированных классах и на учебно-тренировочных комплексах по борьбе за живучесть кораблей. В вопросе создания и развития современной учебной базы Черноморского флота приоритет, конечно, в первую очередь Новороссийской ВМБ, потому что учебная сеть по всем флотским специальностям в Севастополе давно существует и успешно функционирует. Ее необходимо всего лишь своевременно и систематически модернизировать в соответствии с развитием и усложнением технических средств и возникновением новых задач в операционной зоне флота и за ее пределами.

- Одной из наиболее актуальных тем последнего времени, связанных с Черноморским флотом, является создание постоянного оперативного соединения с базированием в Средиземном море. Будет ли при его создании учтен опыт советских времен, когда в этом районе действовала на постоянной основе 5-я оперативная эскадра ЧФ?

- Безусловно, этот опыт будет использован. Ветераны соединения сегодня активно работают и помогают нам. Остались и действующие адмиралы и офицеры, которые несли службу на кораблях этой эскадры. В настоящее время идет подготовка документов, создание нормативно-правовой базы с учетом международного права, чтобы оперативное соединение нормально функционировало в Средиземном море, где пересекаются интересы многих государств. Уже сейчас идет подготовка офицеров, которые будут на постоянной основе в море выполнять свои служебные обязанности в море. Эти люди должны быть всесторонне подготовлены, чтобы решать задачи не только в Средиземном море, но также и в районах Атлантики и Индийского океана. Такая задача поставлена и перед Военно-морской академией, где разрабатывается программа обучения офицеров, которые отобраны для службы в оперативном соединении.

- То есть планируется использование соединения не только в Средиземном море, но в Атлантическом и Индийском океанах?

- Безусловно, в случае необходимости, при возникновении каких-либо задач в других близлежащих районах это соединение может быть использовано. Сегодня оперативная зона ответственности соединения - Средиземноморский театр. Но если возникнет необходимость участия кораблей ВМФ в решении задач в других районах, например, для усиления антипиратской операции в районах Африканского Рога, то, возможно, и целесообразно будет привлечь корабли Средиземноморского соединения. Ведь направить в Аравийское море корабль из Севастополя или Балтийска это одно, а из Средиземного моря - другое. Разница в расстояниях и, соответственно, во времени прихода в точку назначения ощутимая. Мы выигрываем в оперативности реагирования на возникающие угрозы.

- Когда же будет сформирован штаб соединения?

- Штаб будет сформирован летом этого года, и его офицеры уже будут находиться в Средиземном море на одном из флагманских кораблей. Флагманский корабль (корабль управления - ред.) будет определяться отдельным решением командующего Черноморским флотом по согласованию с главнокомандующим ВМФ. Этот корабль может быть от любого из флотов ВМФ и должен удовлетворять требованиям к устойчивости связи, радиотехническому вооружению и обладать возможностями размещения на нем штаба постоянного соединения.

- Сколько и какие корабли будут находиться в составе Средиземноморского соединения? Будут ли привлекаться госпитальные суда, например?

- Действительно, такие суда в составе ВМФ есть. Это на Тихоокеанском флоте - "Иртыш", на Северном флоте - "Свирь" и на Черноморском флоте - "Енисей". Им нужен ремонт и модернизация. Такое решение принято министром обороны, и мы его выполним. Они (госпитальные суда) могут привлекаться для решения задач оперативного соединения в Средиземном море. В ближайшее время будет восстановлена техническая готовность двух госпитальных судов.

Всего уже с этого года планируется иметь в составе соединения 5-6 кораблей и судов обеспечения, которые будут меняться на ротационной основе от каждого из флотов Черноморского, Балтийского, Северного и в отдельных случаях даже Тихоокеанского. В зависимости от объема поставленных задач и их сложности количество кораблей в составе соединения может увеличиваться.

- Планируется ли включение универсальных кораблей-вертолетоносцев типа "Мистраль" в качестве штабных кораблей для данного соединения?

- Да, это возможно, почему бы и нет? Но это в дальней перспективе, потому что первый такой корабль появится в составе ВМФ России не ранее 2015 года. Изначально корабли такого класса обладают широким спектром возможностей для продолжительного управления группировками в море. Кстати, многие страны используют подобные корабли именно по этому предназначению.

- Будут ли задействованы подводные лодки для решения задач этого соединения?

- Возможно. В перспективе. Они же там и были во времена существования 5-й эскадры, о которой Вы сами упомянули. Там и атомные подводные лодки были, и дизельные. Я же подчеркнул, что опыт 5-й эскадры будет учтен. Все будет зависеть от складывающейся обстановки.

- Вы отметили, что корабли этого соединения будут там находиться на ротационной основе, а на постоянной основе не имеет смысла там держать корабли?

- Нет такой целесообразности, чтобы там постоянно находились одни и те же корабли, одни и те же экипажи. Ведь это учеба для моряков, это обмен опытом, тренировки, подготовка личного состава, межтеатровый маневр, наконец. А вот управление соединением, то есть штаб, должен находиться в море на постоянной основе и быть завершающим структурным звеном в вертикали общего руководства.

- Другая важная и интересная тема - начало функционирования российского аналога уникального авиационного тренажера НИТКА в Ейске. Когда же он начнет свою работу?

- Работы по строительству НИТКИ идут в соответствии с планом, хорошо и качественно. Сейчас идет подготовка к наладочным и настроечным работам. Я очень надеюсь, что тренажер будет введен в действие на рубеже 2013- 2014 годов. Но там будет не только тренажер для летчиков-палубников, но полноценный учебный центр для летчиков морской авиации ВМФ России.
Там же будут готовиться и вертолетчики. Причем у нас в планах создание для них специальной платформы на море, на которую будут совершать посадку вертолеты. То есть там так же, как и на НИТКЕ, будут отрабатываться элементы взлета и посадки в реальных условиях волнения моря. Платформа будет закреплена на якорях в прибрежной акватории.

- Когда же эта учебная платформа начнет функционировать?

- В программе (Госпрограмма вооружения - ред) она есть, техническое задание уже разработано. Над этим вопросом уже работают профильные конструкторские бюро. Займет эта работа не менее трех лет.

- Черноморский флот давно участвует в антипиратской деятельности в районе Африканского рога на уровне обеспечивающих сил (вспомогательные и спасательные суда - ред.). С приходом новых кораблей проекта 1135.6 не планируется ли полноценное участие Черноморского флота в антипиратских действиях?

- Если такая необходимость появится, то новые корабли Черноморского флота также будут привлекаться для решения конкретных задач. Это корабли океанского класса, и они способны выполнять любые действия в морской и дальней океанской зонах.
источник http://ria.ru/interview/20130512/936811614.html

P.S. Новороссийская ВМБ строится, конечно, на тот случай, если Украина "попросит" нас покинуть Севастополь.
Ставка на Януковича как "проводника российских интересов" оказалась ошибочной, он в первую очередь проводит интересы своих донецких спонсоров, а те хотят в ЕС и полную свободу рук - поэтому интеграция Киева в Евразийский союз, боюсь, не состоится.

Противоречия в отношениях между военными ведомствами РФ и Украины в последние месяцы вышли в публичную плоскость, поэтому украинские "товарищи" будут, вероятно, вставлять палки в колеса процессу перевооружения Черноморского флота, создавая нам максимальные трудности. А без их согласия сделать это мы не имеем права. Так что будет очередной торг вокруг цен на газ, или хохлы еще чего-то от нас потребуют. И ведь придется идти на компромисс... Или их жестко наклонить - но для этого нужна политическая воля и другой российский посол в Киеве.

Вообще ситуация в ВМФ - у нас самая проблемная. Новые боевые корабли поступают в единичных количествах - и то в основном на Каспий и на Балтику. ТОФ - стареет, ЧФ - стареет, СФ - стареет.

Нужна 30-летняя кораблестроительная программа, одобренная парламентом, утвержденная Советом безопасности РФ и подписанная президентом, чтобы четко, по годам, было понятно, когда и что получит наш флот. И, разумеется, необходимое под эту программу финансирование.

Севастополь, Черноморский флот, журнал Национальная оборона, ЧФ, ЦАМТО, Игорь Коротченко, Центр анализа мировой торговли оружием, Коротченко Игорь Юрьевич

Previous post Next post
Up