Пятое поколение по-китайски

Jan 11, 2011 21:00


Комментарий для мультипортала КМ.ру
Китай уже делает самолеты на «4 с плюсом»

Говоров Кирилл

В то время когда технологическое перевооружение производственной сферы РФ по большей части остается сугубо вербально-виртуальным процессом, главная «мировая фабрика», которая до сих пор специализировалась на производстве ширпотреба, незаметно подготовилась к завоеванию гораздо более высокотехнологичных рынков.

Как сообщается, китайским военным на днях удалось поднять в воздух истребитель пятого поколения J-20. По своим характеристикам эта машина призвана составить конкуренцию первопроходцам среди истребителей аналогичного класса - американскому F-22 Raptor и российскому Т-50. При этом лишь американская «невидимка» (самолет на базе технологии «стелс») уже в настоящее время состоит на вооружении.

Несмотря на то, что официальные китайские СМИ крайне скупо дают информацию на этот счет , сообщается, что истребитель совершил кратковременный тестовый полет над аэродромом в городе Чэнду (провинция Сычуань) - после того, как ранее здесь уже прошли его наземные испытания. Как указывают информационные источники, «авиационный ответ Америке и России» «повис в воздухе» в течение примерно 15 минут, после чего благополучно приземлился.

Впрочем, далеко не все эксперты склонны спешить поздравить китайскую «партию и правительство» с выдающимся технологическим успехом. Несмотря на то, что главный редактор гонконгского аналитического агентства военных новостей Kanwa Андрей Чан в интервью ИТАР-ТАСС подтвердил факт летных испытаний, по его словам, изделие китайского авиапрома пока явно не дотягивает до уровня российского и американского аналогов. В числе наиболее уязвимых мест J-20 А.Чан называет недостаточную мощность двигателя, неспособность осуществлять полеты на сверхзвуковых скоростях и несовершенство радиолокационной технологии «стелс», обеспечивающей скрытность самолета. В то же время эксперт признает, что хорошая конструкция и маневренность являются сильными сторонами китайского истребителя.

Таким образом, строго говоря, китайский J-20 скорее следует отнести к машинам поколения «4+». Тем не менее, самолет имеет хорошие шансы «дорасти» до пятого поколения в случае успешного выполнения китайскими авиапроизводителями «работы над ошибками».

Показательно, что сообщения о первом воздушном испытании J-20 появились накануне визита в Китай главы Пентагона Роберта Гейтса. Можно не сомневаться, что для военного командования США они стали неприятным сюрпризом. Особенно на фоне прежних расхолаживающих прогнозов среди представителей высшего военного командования США о том, что первый китайский истребитель, созданный по технологии «стелс», поднимется в воздух не ранее, чем через несколько лет.

Появление китайского аналога F-22 и Т-50 комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

- Действительно, КНР в последнее время демонстрирует впечатляющий прогресс в военно-технической сфере. Это свидетельствует о том, что политическое руководство страны уделяет большое значение развитию военной промышленности и укреплению обороноспособности страны.

К тому, что у Китая появляются новые современные образцы военной техники и вооружений, нужно относиться спокойно и прагматично. Китай развивается, и его экономическая мощь постепенно конвертируется в военную. Это - совершенно очевидный факт.

Пока вектор внешних усилий Китая лежит в сфере решения тайваньской проблемы и территориальных споров в Азиатско-Тихоокеанском регионе вокруг ряда островных территорий и шельфов, богатых углеводородами. Вот почему на настоящем этапе укрепление китайской военной мощи направленно не против России. В то же время обеспокоенность, которую проявляют США, Япония и Южная Корея, свидетельствует о том, что именно они на данном этапе ощущают наибольшую угрозу от расширения военных возможностей Китая.

Упреки относительно того, что якобы мы сами помогли Китаю нарастить свою военную мощь, безосновательны. На самом деле Китай развивает свою промышленность самостоятельно. Конечно, когда мы поставляли Пекину ту же авиационную технику, китайские специалисты разбирали и изучали российские образцы, но никакого криминала в этом нет. Основные претензии со стороны российского авиапрома касались истребителя Су-27, на базе которого Китай сделал соответствующий клон, а также морского палубного истребителя Су-33.

Однако в случае с J-20 Китай, выходя на новые технологические решения, демонстрирует свои собственные наработки. Ведь если уровень промышленности в стране низкий, то невозможно взять и воспроизвести такое сложное высокотехнологичное изделие, как бы его ни разбирали и ни изучали. Т. е. если нет национальной технологической базы соответствующего уровня, готовой к воспроизводству того или иного образца вооружений, то просто невозможно ничего скопировать. Условно говоря, если бы к первобытному племени попал автомат Калашникова, то они при всем желании не смогли бы его воспроизвести в силу отсутствия соответствующей технологической культуры производства. В данном случае Китай, развивая образцы вооружений, основывается на своей собственной технологической школе.

Еще я бы обратил внимание на то, что в руководстве Китая очень велика прослойка выпускников технических вузов. Т. е. это - не партократы или аппаратчики, а люди, которые имеют базовое инженерное образование.

Источник: KMnews   http://news.km.ru/kitai-uzhe-delaet-samolety-na-4-s-plyusom

военно-промышленный комплекс, КНР, Китай, оборонно-промышленный комплекс, журнал Национальная оборона, Т-50, Игорь Коротченко, истребитель пятого поколения, ОПК, Поднебесная, ВПК, ПАК ФА

Previous post Next post
Up