Сегодня закончили работу над записью музыки композитора Филиппа Спратли, почти неделю писали. Очень интересный человек - приехал из Англии с женой и двумя внуками, девочка чудесно говорит по-русски, даже не подумаешь, что англичанка. Все такие благодушные, восторженные, светло-позитивные, произвели на оркестр приятное впечатление (что вообще-то очень сложно в нашем террариуме). Хочу о музыке поговорить теперь.
Когда только начали работу над ней, то ждала чего-то очередного пафосно-киношно-напыщенно-европейского. Начали играть, сначало шло туго, подумалось, что что-то запредельно высоколобое, не подвластное осмыслению простыми смертными. Но постепенно стали выкристаллизовываться (простите за это неприличное, но подходящее, к сожалению, слово) какие-то волшебные образы. Очень много моря. Было три произведения - Пасхальная симфония, сюита не смогу воспроизвести названия на стихи какие-то и фантазия про моряка, тоже не помню (это все потом уточню, пока мысль в голове, спешу поделиться). Везде море, но везде так по-разному. Я, честно говоря, море видела раз в жизни (зато средиземное), и кусочек океана из Испании, мне понравилось. Но музыка напомнила не природные явления, а скорее картины. Вот симфония - это чистый Айвазовский. Сюита - это что-то современное в 3Д качестве. А фантазия - это какие-то не очень серьезные зарисовки, открытки, может быть.
С середины ХХ до начала XХI века композиторы писали очень сложную музыку, которая отпугнула от этого вида искусства всех людей, которые не увлекаются головоломками, а просто хотят получить какое-то впечатление на эмоциональном уровне. Люди устали, композиторы зашли в тупик и в последнее время стала популяризироваться музыка массовая, которая может быть использована в качестве саундтрека к любому средненькому фильму. Соскучилось человечество по открытым образам, лежащим на поверхности. Можно говорить, что это всеобщее отупение, но мне кажется, что это просто был этап такой - время саунтреков. Сейчас начинается новое время, когда уже накушались и попсой, теперь захотелось людям все-таки подумать. Вот к такой музыке относится и музыка Филлипа Спратли. Иногда образы лежат на поверхности, иногда приходится усиленно слушать, но вознаграждением тебе становятся такие моменты, когда ты вдруг перестаешь слышать, а начинаешь видеть: так в первой части сюиты идет развитие, накатывает волна, а потом вдруг все обрывается и висит на тонюсеньком звуке скрипок, и перед тобой открывается картина: морская гладь, в ней отражаются яркие звезды, и все это сверкает в звенящей тишине... Ты начинаешь погружаться в воду, в глубины, все ниже и ниже...
А потом оказывается, что ты опять сидишь на работе, на своем пятом пульте, а вокруг тупые альтисты уважаемые коллеги, и скоро перерыв, и ты пойдешь пить свой кофеек с принесенной из дома булкой....
Я очень люблю свою работу. И отдельное спасибо композитору за общение с его музыкой. Мне кажется, его будут изучать наши внуки в своих муз.училищах.