Полетим в XXII век на дирижабле

Nov 17, 2014 05:24



Вы когда-нибудь видели настоящий дирижабль? Я вот поймал себя на мысли, что нет. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что сейчас имеются даже специальные клубы воздухоплавателей, где за определенную плату вас могут покатать на упомянутом аппарате. То есть дирижабль однажды появившись и однажды исчезнув не сгинул совсем. Правда теперь его используют все больше для развлечения и рекламы. Однако, чуть меньше ста лет назад все было иначе. Тогда дирижабли переживали свой "золотой век".



Популярность дирижабли обрели после Первой мировой. Так часто бывает с техникой, опробованные в бою инновации потом находят применение и на гражданке. В начале войны дирижабли уже были грозной силой. Их выгодно отличала от тогдашних аэропланов величина боевой нагрузки, которую они были способны брать на борт. Самолеты начала века могли перевозить лишь несколько небольших бомб, а вот дирижабли имели возможность обрушить на цель несколько тонн снарядов. Так, например, 14 августа 1914 года в результате налёта одного немецкого дирижабля на Антверпен было полностью разрушено 60 домов, ещё 900 повреждено.



Налет дирижабля на Кале

Между прочим, наиболее мощными воздухоплавательными державами во время Первой мировой войны были Россия, имевшая в Петербурге крупный "Воздухоплавательный парк" с более чем двумя десятками аппаратов, и Германия, обладавшая 18 дирижаблями.

После войны в США, Франции, Италии, Германии и других странах строительство дирижаблей набирало обороты, а технологии дирижаблестроения совершенствовались. В промежутке между Первой и Второй мировыми войнами аэростаты с двигателями даже затмили самолеты, так как последние представлялись бесперспективными с точки зрения боевого применения.



Вид из гондолы французского дирижабля в 1918 году

В те годы был совершен первый трансатлантический полет на аппарате легче воздуха. Океан пересек британский дирижабль R34, который в июле 1919 году с командой на борту совершил перелёт из Восточного Лотиана (Шотландия) на Лонг-Айленд (Нью-Йорк) а затем вернулся в Пулхэм (Англия). Позже, в 1924-м, этот подвиг повторил немецкий аппарат LZ 126. Советские дирижабли тоже ставили рекорды. В 1937 году крупнейший советский аппарат "СССР-В6" установил мировой рекорд продолжительности полёта - 130 часов 27 минут.



Дирижабль "СССР-В6"

В 1929 году LZ 127, знаменитый "Граф Цеппелин", с тремя промежуточными посадками совершил свой легендарный кругосветный перелёт. За 20 дней он преодолел более 34 тысяч километров со средней полётной скоростью около 115 км/ч. Летом 1931-го "Граф Цеппелин" осуществил полёт в Арктику, а вскоре этот дирижабль приступил к выполнению относительно регулярных пассажирских рейсов в Южную Америку, продолжавшихся до 1937 года.



Граф Цеппелин

Для пассажирских авиаперевозок использовался так же британский дирижабль R101. Он имел 50 одно-, двух- и четырёхместных пассажирских кают со спальными местами, расположенными на двух палубах, столовую на 60 человек, две прогулочные палубы с окнами вдоль стен. Пассажирами использовалась в основном верхняя палуба. На нижней находились кухни и туалеты, а также размещался экипаж. Имелась даже отделанная асбестом комната для курения на 24 человека. Курить можно было не на каждом круизном дирижабле. На LZ 129 "Гинденбург", например, все, кто находился на борту, включая пассажиров, перед посадкой были обязаны сдавать спички, зажигалки и прочие устройства, способные вызвать искру.



Ресторан на "Гинденбурге"

В первой трети 30-х годов американцы построили один из крупнейших дирижаблей в мире ZRS-4 "Акрон" он мог нести на борту до 5 небольших самолётов, несколько тонн груза и теоретически был способен преодолеть без посадки около 17 тыс. км. В 1933 году "Акрон", правда, потерпел крушение в Атлантическом океане. 73 из находившихся на борту 76 человек погибли. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжёлым происшествием за всю историю воздухоплавания.



Акрон над Манхетеном в 1932 году

В общем, индустрия, как мы видим, развивалась предельно интенсивно, однако, этому суждено было скоро закончиться. Причины заката эры дирижаблей две. Первая - слишком часты были аварии. Считается, что эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда при посадке в Лейкхерсте сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер "Гинденбург". Эта катастрофа не была самой масштабной (самой масштабной была авария упомянутого выше "Акрона"), но была пожалуй самой резонансной.



Крушение "Гинденбурга"

Вторая причина, создавшая основу для первой - пренебрежение гелием в качестве заполнителя для аэростата. Как известно, дирижабль можно "накачать" либо дешёвым, но горючим водородом, либо инертным, но дорогим и малодоступным гелием. Естественно, промышленники в целях экономии выбирали водород. Однако, справедливости ради стоит отметить, что дело тут не только в алчности. В то время наибольшими запасами гелия располагали США, однако, например, немецкая компания Цеппелина, крупнейшего производителя дирижаблей в Европе, едва ли могла рассчитывать на поставки газа из США в силу ряда причин. В США же дирижабли использовались ВВС до 1959 года. В марте последний аппарат был снят с вооружения.



Дирижабль "Красная Звезда"

В итоге, после Второй мировой дирижабли были вытеснены самолетами, и такое положение вещей мы наблюдаем и по сей день. Однако, в СССР использование дирижаблей было бы вполне перспективным. Умберто Нобиле, итальянский конструктор дирижаблей, возглавлявший в 1932-1935 годах госкорпорацию "Комбинат Дирижаблестрой СССР" говорил: "В мире существует ещё по крайней мере одна страна, где дирижабли могли развиваться и широко с пользой применяться. Это - Советский Союз с его обширной территорией, по большей части равнинной. Здесь, особенно на севере Сибири, огромные расстояния отделяют один населённый пункт от другого. Это осложняет строительство шоссейных и железных дорог. Зато метеорологические условия весьма благоприятны для полётов дирижаблей". В принципе, слова Нобиле актуальны и сегодня, тем не менее, эпоха дирижаблей в нашей стране закончилась тогда же, когда и во всем мире.



Впрочем, в последние годы интерес к дирижаблям в России возрождается. Недавно в Якутске был проведен круглый стол "Проблемы и перспективы создания альтернативных транспортных систем для российского Севера". Там как раз обсуждался вопрос возможности и целесообразности использования дирижаблей. Разумеется, речь идет не об аппаратах для увеселительных прогулок или машин конструкции начала прошлого века. Современный дирижабль - это серьезное транспортное средство, оснащенное по последнему слову техники.



"Аргус"

Так, например, новый российский дирижабль Аu-30 "Аргус" может выполнять вертикальный взлет, а также совершать длительные перелеты в любое время дня и ночи. В 2008 году он пролетел без посадок 626 км и установил тем самым новый мировой рекорд. Это стало возможным благодаря в том числе и тому, что аппарат оснащен современным комплексом бортового управления производства Концерна "Радиоэлектронные технологии" госкорпорации Ростех. Умная авионика позволяет использовать Au-30 для патрулирования местности, проведения технического мониторинга, спасательных операций, фото- и видеосъемки и т.д. По словам специалистов, для этих целей дирижабль подходит намного лучше вертолета.

Короче говоря, дирижабли не вымерли как мамонты, просто ареал их обитания и применения значительно сузился. Тем не менее, там, где эти аппараты использовать выгодно и целесообразно, они по-прежнему живее всех живых.

Оригинал взят у demkristo в Полетим в XXII век на дирижабле

авиация

Previous post Next post
Up