Aug 23, 2023 20:45
Продолжаем мировоззренческие штудии по сравнению Востока и Запада.
Сегодня поговорим о рационализме и иррационализме.
Принято считать, что Запад в своей основе рационалистичен, Восток мистичен, то есть иррационалистичен. Тогда как скорее дело обстоит наоборот! Во всяком случае, проблема сложнее, чем кажется.
Ведь что такое рационализм? Это согласие на принципиальную познаваемость мира и адекватность познаваемого нашим познавательным способностям. Какие это способности? Это, во-первых, рассудок, который организует чувственные данные сообразно логическим и теоретическим схемам, то есть создает представления и понятия. Во-вторых, это разум, который направлен прежде всего на самого себя, познает свое содержание и предоставляет это содержание (категории) рассудку.
Обе эти ступени можно объединить одним словом: рацио или интеллект. Но есть еще и третья ступень. Это интеллектуальная интуиция, которая состоит в непосредственном, сверхлогическом постижении высших или всеобщих истин, которые затем используются разумом для регулятивного осмысления. Важно, что эта интуиция именно интеллектуальная и она также служит адекватному познанию мира.
Всему этому противостоит иррационализм, который утверждает принципиальную непознаваемость мира, неадекватность ему любых наших познавательных средств, то есть в итоге тотальный абсурд, хаос и неумолимый фатум. Это порождает трагическое мироощущение, зафиксированное во множестве замечательных памятников человеческого духа.
Если теперь прощупать на этой почве мировоззренческие положения Востока и Запада, то окажется, что Восток в своей основе предельно рационалистичен! Да, здесь не очень развит рассудок, который не достиг своей высшей формы в виде фундаментальной науки, зато весьма развиты разум и интеллектуальная интуиция, благодаря которым реальность постигается как полностью познаваемая, а всякое влияние иррациональных факторов сведено к минимуму.
На Востоке (я берут тут, как и прежде, Индию и Китай) нет представлений о неумолимом фатуме, об абсурдной вере, о мире, лежащем во зле. Здесь действуют строгие причинно-следственные законы кармы, здесь внешний мир иллюзорен, потому что несамостоятелен, но не абсурден, потому что создается деятельностью все того же интеллекта, только в его неподлинной, "загрязненной" форме.
Поэтому Восток не знает трагедии, трагического мироощущения, заранее проигранной битвы героя с роком. Идеал Востока - не трагический герой, а просветленный мудрец, отбросивший все заблуждения, то есть познавший реальность как она есть. А это и есть высший идеал рационализма!
Запад же, как мы уже понимаем, вечно раздвоен между доверием к рационализму и иррационалистическим скепсисом. В Античной Греции существовал и идеал просветленного мудреца, и фигура трагического героя, гнетомого роком. Гностики привнесли концепцию мира, полностью погруженного во зло, который поэтому бессмысленно познавать. Христианство прямо противопоставило разуму веру, которая тем самым оказалась абсурдным доверием некоему запредельному и непознаваемому Творцу и слепым ожиданием Его благодати.
Как реакция на такое самоумаление явилась новоевропейская наука, задействовавшая, однако, почти исключительно самые низшие, рассудочные, познавательные способности, поставив под сомнение познавательные способности разума и тем более интеллектуальной интуиции. Как следствие, уже в качестве реакции на такую однобокую науку возникли различные формы новейшего иррационализма: философия жизни, литература и театр абсурда, практики постмодернизма.
Сегодня, когда западная наука предельно эмпирична, а западная духовность предельно материалистична, Запад снова на перепутье между рационализмом и иррационализмом. Мир не столько познается, сколько конвенционально удерживается в тех границах, что предпочтительны на данный момент. Поскольку в эту конвенциональность вовлекаются широкие деммассы, в большинстве профаны, можно лишь догадываться, к каким новым формам иррационализма это приведет. Остается надеяться на прививку строгого восточного рационализма, но не будет ли поздно?