Интересно 2025-й год начинается

Jan 06, 2025 18:11

На 10/11 января запланированы испытательные полеты сразу двух перспективных многоразовых космических систем.

1 - Седьмой испытательный полет Starship мошеника Маска. Это самая мощная космическая ракета из существующих, разрабатываемых или когда-либо существовавших. Два предыдущих полета состоялись 13 октября и 19 ноября и завершились успехом. В пятом испытательном полете первая ступень SuperHeavy впервые была поймана роботизированными руками стартового стола. В шестом полете от ловли ступени отказались из-за проблем со связью на стартовом столе, поэтому ступень мягко приводнилась рядом в заливе, согласно запасному плану. Вторая ступень в обоих полетах выходила на траекторию близкую к орбитальной, затем контролируемо тормозила в атмосфере и мягко садилась в Индийском океане в заданной точке с высокой точностью - в перспективе ее тоже будут ловить на стартовом комплексе. В каждом очередном пуске SpaceX вносила изменения в конструкцию космической системы и стартового стола, с учетом предыдущих полетов, каждый раз сокращались интервалы между пусками. Одно из важнейших достижений - компании удалось добиться безотказной работы метановых двигателей Raptor, таких движков 33 на SuperHeavy и шесть на Starship, и в двух предыдущих пусков все движки отработали безупречно (в более ранних пусках с ними были проблемы). Эти двигатели рекордные не только в части технологий и энергетики, но еще и в части оптимизации производства (фишка SpaceX) и стоимости производства. Другой ключевой для многоразового использования технологией является надежная теплозащита Starship.

Пятый испытательный полет (13 октября).

image Click to view



Шестой испытательный полет (19 ноября).

image Click to view



В предстоящем через четыре дня седьмом полете будет впервые использоваться новая (вторая) версия Starship, удлиненная и существенно модернизированная. В целом профиль седьмого полета будет похож на шестой, с очередной попыткой ловли ступени SuperHeavy роботизированными руками башни стартового стола и повтором запуска одного из движков в космосе (необходимо для будущих возвратов Starship), из нового - впервые будут выведены в космос массогабаритные копии спутников Starlink следующего поколения. Starship в очередной раз контролируемо приводнится в Индийском океане.

Также вовсю уже идет подготовка космической системы для следующего, восьмого полета - ступень SuperHeavy и корабль Starship построены и проходят предполетные испытания. В ближайшие месяцы будет достроен второй стартовый стол, конструктивно заметно отличающийся от использующегося в настоящее время. Введение в эксплуатацию второго стартового стола позволит увеличить темп испытаний, а также позволит возвращать на стартовый стол корабль Starship. Еще один старт, третий по счету, строится во Флориде.

Стартовые комплексы SpaceX в Бока Чика (действующий с установленной ступенью SuperHeavy ближе к заливу, на переднем плане - строящийся). В левом нижнем углу можно рассмотреть забавную бочку с ножками - это Starhopper, исторический полёт которого мы наблюдали каких-то пять лет назад!


Производственный комплекс SpaceX в Бока Чика. Возможно, скоро официально станет городом Starbase. Здесь трудятся несколько тысяч лучших инженеров и программистов в мире, производят, собирают и испытывают части SuperHeavy и Starship. Пять с небольшим лет назад тут было болото и несколько ангаров за хлипким забором, сам видел!


2 - Второе важное событие недели - первый полёт новой орбитальной ракеты New Glenn от компании Blue Origin (один из вариантов перевода: Голубой оригинал) Джефа Безоса.

Первая ступень New Glenn многоразовая, должна вертикально приземляться на плавучую платформу в Атлантическом океане, как и эксплуатирующаяся Falcon 9. Однако от Falcon 9 ракета Безоса отличается очень сильно. Во-первых, на первой ступени установлены семь метановых и более мощных двигателей BE-4 собственного производства (на Falcon 9 стоят девять керосиновых движков). Разработка и испытания двигателей заняли больше времени, чем планировалось, что сдвинуло и сроки готовности ракеты. Эти же двигатели используются также на ракете Vulcan (дважды уже летала). Во-вторых, ракета более крупная и мощная, способна вывести на низкую орбиту вдвое большую нагрузку - до 45 тонн против 20+ у Falcon 9 или российского Протона. Много и других отличий: для управления спуском в атмосфере предусмотрены вертикальные кили, а не решетчатые рули, другая механика посадочных опор и т.д.



Разработка ракеты New Glenn началась в 2012-м году. В то время Джеф Безос уже был одним из богатейших людей на планете, в то время Маск только-только выбрался из долгов и лишь готовился по-настоящему зарабатывать, и на фоне капиталлов Безоса смотрелся чисто как шпана из подворотни. Для Безоса космическая деятельность была второстепенной, никак не связана с основным бизнесом (Амазон), почти как хобби. Сам Безос, в отличие от Маска, инженерных талантов не демонстрировал и в лучшем случае участвовал в проработке общей концепции. Напротив, для Маска космическая деятельность была одной из основных (второй, после Тесла), и сам Маск регулярно лично лез в разработку. Поэтому, в то время как инженеры Blue Origin неспеша и в свое удовольствие разрабатывали двигатели BE-4 и ракету New Glenn, Маск устраивал своим подчиненным аврал и террор, на первое место ставил эффективность производства и экономию, поэтому сроки и стоимость продукции SpaceX по меркам индустрии были минималными. Кому интересно узнать, как создавалась SpaceX, рекомендую данный видос, а еще лучше книжку. Но вернемся к многострадальной New Glenn. Как уже написал, разработка ее сильно затянулась, изготовление должно быть довольно дорогим. Для многоразовой ракеты стоимость производства не так важна, как для одноразовой, и все же... Ну и до эффективной многоразовости еще предстоит пройти большой путь.

Напоследок следует отметить, что создание ракеты New Glenn осуществлялось непублично, под завесой секретности, компания Blue Origin скупо и неохотно делилась какой-либо информацией. В то время, как за деятельностью SpaceX мы имеем возможность наблюдать практически в прямом эфире - за испытаниями, стоительством, успехами и неудачами.

Наглядно о предстоящем пуске New Glenn.

image Click to view



Вероятность того, что ракета с первой попытки доберется до космоса, на мой взгляд, достаточно высока, в части технологий здесь ничего нового нет. А вот успешный возврат первой ступени с первой попытки сильно удивит - слишком много новых неотработанных решений применяется, у компании нет опыта космических полетов и тем более возврата с орбиты, ну и сама первая ступень гораздо крупнее таковой Falcon 9.

Если испытание пройдет успешно, то New Glenn станет второй частично многоразовой ракетой в мире (после Falcon 9), а компания Blue Origin - первой, кому удастся повторить возврат первой ступени космической ракеты - спустя девять лет после того, как это впервые сделала компания SpaceX! Но Blue Origin стоит поспешить, на пятки наступают конкуренты: во второй половине этого года анонсирован первый пуск полностью многоразовой ракеты Neutron американо-новозеландкой компании Rocket Lab (скорее всего перенесут на 2026), китайцы и прочие дерзкие стартапы на подходе.

P.S. Говоря о многоразовых ракетах, оставляю за скобками систему Space Shuttl - по многим причинам.

spacex, космос

Previous post Next post
Up