Неделю назад был запланирован старт из Виктории в направлении Питера. Собирался привычным образом, ночным автобусом, добраться до Мехико, откуда вечером у меня был вылет в Хельсинки с пересадкой в Париже. Ничто не предвещало беды...
Вечером, когда чемоданы были аккуратно сложены, остатки продуктов съедены или розданы, а квартира законсервирована, незадолго до отъезда на автовокзал, начался ливень. Прогноз погоды накануне показывал что-то такое:
Тогда я не придал этому большого значения. Ну, дождь и дождь, не первый и не последний раз. Вызвал такси. Дождь тем временем лил как из ведра, не переставая. Некоторые улицы таксист пересекал вплавь, некоторые (совсем затопленные) объезжал. По прибытии на автовокзале выяснилось, что все ночные автобусы на сегодня и завтра отменены, из города не выехать. Делать нечего, вызвал такси и уже далеко за полночь вернулся домой.
Пол ночи просидел в интернете в поисках вариантов добраться до Мехико. Попутно выяснил, что дождь - это не просто дождь, а суровый тайфун, накрывший большую часть страны. Особенно "порадовало", что эпицентр тайфуна проходит как раз между Викторией и Мехико.
Первый очевидный вариант самостоятельно выехать на рассвете на авто в Мехико отклонил. Теоретически можно успеть (до Мехико 8-9 часов пути), но дорога может быть затоплена или даже закрыта, могут быть пробки, в т.ч. из-за аварий, плюс нужно думать, где в Мехико где-то оставить машину на полтора месяца. Нет, не вариант. В итоге решил рано утром найти водителя и ехать рано утром в Монтеррей, а оттуда ближайшим рейсом лететь в Мехико. При благоприятном раскладе должен прилететь за 3-4 часа до рейса в Париж. Проверка показала, что аэропорт Монтеррея работает, большинство ночных и утренних рейсов садится и взлетает, некоторые с задержкой, хотя есть и отмененные.
Утром созвонился со знакомым автомехаником, забрал машину (она уже стояла у коллеги на хранении), поехали. Сдаваемый чемодан с текилой и другими важными вещами оставил дома, чтобы не терять время со сдачей-получением, так как счет времени может идти на минуты. С собой взял только легкий рюкзак с ноутом, документами и одной сменой одежды. До аэропорта Монтеррея домчали с ветерком. Трасса была почти пустая: попадались редкие фуры (одна лежала перевернутая в кювете) и совсем было мало легковых машин - и это правильно, потому что нормальные люди сидят в такую погоду дома! Большую часть пути дождь слегка моросил, несколько раз попадали под ливень. Пересекли пару бурных полноводных рек.
Автомеханик, высадив меня в аэропорту, поехал обратно в Викторию. Я же купил билет на ближайший рейс Aeromexico, который при благоприятном раскладе должен был приземлиться за три с половиной часа до моего рейса в Париж. Вскоре начали задерживать и отменять соседние рейсы, какие-то рейсы объединяли (что приводило к массовым перемещениям пассажиров и большой суете). Мой рейс держался в расписании до последнего... потом отменили и его. Flightradar24 к этому времени показывал 100% задержку вылетов по погоде.
В терминале полно народу, некоторые обустроились на сиденьях и на полу с одеялами, кофтами, явно надолго. Хорошо, что у меня был стыковочный рейс в Мехико, так мне поменяли билет на ближайший неотмененный рейс. Тем же, у кого стыковочных рейсов не было, предлагали прийти... завтра. Вторая попытка улететь оказалась удачной: после небольшой задержки (в пределах получаса) объявили посадку, полетели. Несколько раз за полет умеренно потрясло, но без экстрима. Пилоты велели никому без крайней необходимости не отстегиваться. К этому времени я уже основательно проголодался (не ел со вчерашнего дня) и надеялся перекусить в самолете. В Мексике на внутренних рейсах особо не кормят, но сок-кофе и какие-нибудь орешки-печенками (или даже сэндвич) должны предложить. Тут тоже случился облом: как только бортпроводницы собрали тележку с едой и выкатили ее в проход, как самолет влетел в очередную турбулентность... Тележка попыталась улететь от бортпроводниц, те ценой немалых усилий не позволили ей это сделать, спешно закатили тележку обратно, закрепили, сели и пристегнулись сами. В общем перекусить в самолете не получилось.
Со всеми задержками теперь я уже гарантированно не успевал на свой рейс в Париж. Оставалась надежда, что парижский рейс задержат, но морально готовился к тому, что придется провести несколько дней в Мехико и покупать новый билет за большие деньги. Самый дешевый вариант улететь в Таллинн в ближайшие дни был примерно за 650 долларов (в одну сторону) - и это 40 часов пути с тремя пересадками. Это помимо того, что внеплановый заезд в Монтеррей уже обошелся в 450 долларов... (250 за авиабилет и 200 на бензин и автомеханику). Ну и бонусом - на ближайшие четыре дня у меня забронированы отели в разных городах, куплены билеты на автобусы и паромы, почти всё неотменяемое...
Рейс из Монтеррея приземлился в Мехико ровно в те минуты, когда взлетал мой самолет в Париж... Теперь уже без спешки переехал на поезде из Терминала 2 в Терминал 1, там отправился к стойкам регистрации AirFrance. Рассказал историю своих безуспешных попыток добраться до столицы. Милая девушка за стойкой велела не беспокоиться, спросила билет на отмененный рейс из Монтеррея (к счастью, он у меня сохранился), поколдовала за компьютером и сообщила, что внесла меня в список ожидания на следующий рейс в Париж, вылетающий уже через четыре часа (так что я даже попадаю на свой плановый стыковочный рейс в Хельсинки!). Сходил в зону фуд-корта, основательно перекусил (впервые за прошедшие сутки), перевел дух. Через час вернулся на стойку регистрации и получил посадочный талон.
В Париж летел на новом Аэробусе A350 (вроде бы в первый раз). A350 - это аналог боинговского Дримлайнера. Самолет отличный, мультимедийная система даже в эконом-классе суперская - полноценный яркий экран, в наушниках вполне приемлемый звук, в ассортименте огромное количество фильмов, в том числе с десяток на русском языке (пересмотрел прошлогоднюю "Невыполнимую миссию" с Томом Крузом). Прикольно наблюдать за взлетом и посадкой через камеру на хвостовом оперении самолета. Покормили неплохо, но вот добавку вина и кофе сами не предложили, зажали - уже позже в анкете указал им на этот грубый просчет в сервисе.
В Париже между рейсами было около трех часов. Погода прекрасная, никаких наводнений и ураганов, но рейс в Хельсинки несколько раз откладывали, в итоге вылетели на два часа позже. Приземлились почти в три часа ночи. Аэропорт Хельсинки примечателен тем, что прямо в аэропорту есть круглосуточный супермаркет, в котором по нормальным финским розничным ценам можно купить практически всё, включая нормальный кофе в стаканчике, булочки, шоколадки и прочий перекус. Выпил кофе с булочкой, отправился на остановку автобуса. Билет до центра города стоит чуть больше 4 евро, автобусы ходят круглосуточно. В Хельсинки в центре у меня был забронирован отель на две ночи. Спать совершенно не хотелось, багажа почти не было, отправился к отелю по пустому городу пешком. Гугло-карту города заранее, пока был вай-фай, подгрузить забыл, поэтому шел к звездочке на карте (отелю) чисто по направлению, без схемы улиц, в итоге сделал приличный крюк. Июнь, белые ночи, в 4 утра было довольно светло.
Следующие полтора дня отдохнул-погулял в Хельсинки (без подробностей), на второй день в полдень сел на паром, отправляющийся в Таллинн. Паром большой, хороший, устроился в мягком кресле в зале с видом на океан. В пути с чем-то веселым (на финском) выступал специальный дядечка, потом показывал фокусы и трюки, развлекал. Больше всего мне понравился фокус, где он доставал из картонного цилиндра много-много бутылок вина.
В Таллинне заселился в максимально скромный отельчик рядом со старым городом, пошел гулять. Vana Таллинн прекрасен! Очень люблю этот город, в далекие школьные годы прожил тут шесть лет. Всё очень похоже на Финляндию, только больше русских и меньше порядка, зато цены ниже в полтора-два раза.
Ратушная площадь.
Ворота Viru, вход в старый город.
Рано утром отправился пешком на автовокзал. В 12 часов автобыс прибыл на российско-эстонскую границу в Нарве, это был понедельник. Кто не следил за новостям, расскажу. Последние несколько месяцев между Эстонией и Россией развивается конфликт на предмет пересечения границы. В прошлом году такой конфликт происходил с Финляндией и завершился полным закрытием российско-финской границы (собственно, поэтому после Хельсинкия мне пришлось делать крюк через Эстонию). В ходе нынешнего пограничного спора с Эстонией Россия закрыла автомобильную дорогу в Ивангороде на "реконструкцию", сразу до 2026 года. Фотку с элементами этой "реконструкции" - (предположительно) противотанковыми бетонными блоками - помещаю ниже. Так что границу теперь можно перейти только пешком. То есть покупаешь билет из Таллинна до Питера, первый автобус тебя довозит до Нарвы, тут ты самостоятельно переходишь границу, а на российской стороне тебя ждет другой автобус, который довозит уже до Питера. Финляндия в свою очередь ограничила время пропуска, теперь пройти можно только в дневные часы (раньше погранпереход работал круглосуточно). В обычные дни в очереди на переход границы нужно простоять несколько часов. А тут накануне два выходных дня граница была закрыта из-за эстонских праздников, поэтому народу на эстонской стороне скопилось... много. Очень много.
Очередь на эстонской стороне. Скорость движения - два шага в пять минут, примерно так. Тут на фото я уже на подходе к эстонскому пропускному пункту, перед этим отстояв примерно вот такой "хвост", четыре часа на солнце... Но на эстонской стороне был хотя бы платный туалет, и пару раз вдоль очереди проезжали волонтеры - раздавали питьевую воду.
Граница на замке (реконструкции). Танки НАТО не пройдут!
После эстонского погранконтроля еще шесть часов очереди, из которых два финальных часа стоять надо в душном пластиковом тоннеле. Между эстонским и российским КПП нет ничего - ни скамеек, ни туалетов, ни воды. Пару раз видел ловких граждан с раскладными стульчиками, все остальные проходят пограничное испытание на ногах. В очереди много стариков, детей, у некоторых большой багаж. Остальное можно домыслить.
Перед поездкой читал комментарии про то, что российская сторона намеренно медленно пропускает, чтобы создать очереди и спровоцировать закрытие границы. Я ничего такого не заметил. При мне пограничники проверяли документы в обычном режиме: отсканировали паспорт, задали дежурные вопросы, поставили штамп. Багаж тоже стандартно пропускали через сканер, иногда выборочно досматривали отдельные сумки и чемоданы. Другое дело, что сам по себе пункт пропуска маленький, на паспортном контроле работали три окошка, комната со сканером для досмотра багажа небольшая. Таможенниками при таком потоке людей и напряженном режиме работы явно тоже приходилось не сладко. Очевидно, претензии следует направлять не к персоналу конкретного КПП, а к тем, кто должен организовать процесс на более высоком уровне. Хотя обеспечить как минимум туалет, воду и, возможно, облегченный пропуск отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов или с малолетними детьми), наверное, можно было и своими силами.
В общем резюмирую. На эстонско-российской границе в день моего перехода были полные Трэш и Ад. В 12 дня я занял очередь, после 23 часов вышел на российской стороне. Итого 11 незабываемых часов на ногах. Свой автобус фирмы Ecolines я упустил, поскольку вышел позже своей группы (на то были причины). Зато водитель другого автобуса Ecolines тут же посадил меня на ближайший отправляющийся автобус другой компании (видимо, есть у них кооперация по части опоздавших пассажиров), за что ему большое спасибо. На питерский автовокзал приехал после двух часов ночи. Попросил попутчиков вызвать такси, так как моя российская сим-карта была заблокирована. На этом мое почти путешествие длиной почти пять суток закончилось.