Никогда не замечала за собой сентиментальности, но вот поди ж ты: и на старуху бывает проруха. Небезупречный в вокальном плане и не особо выдающийся с точки зрения режиссуры оперный спектакль задел за живое, пробрал до костей, до мурашек по коже.
Немного о музыке и постановке
Собственно, конечно, не о музыке, - кто и что про неё не знает? - а о музыкальной части. Оркестр звучал очень слаженно, экспрессивно, заразительно, так, как мне хочется, чтобы звучал Верди и звучал “Риголетто”. Но… Сэр Гардинер, как выяснилось, дирижировавший этой оперой впервые, взял слишком быстрый темп. И если в оркестровых фрагментах это звучало захватывающе и в некоторых дуэтах - тоже (Addio! Addio!, на мой взгляд, в том числе и благодаря темпу приобрёл какую-то непостижимую страстность и напряжённость), то в сольных ариях это было, как минимум, серьёзной проблемой: особенно у Джильды и частично у Герцога. Tutte le feste al tempio, Caro nome, Questa o quella и La donna e mobile потеряли ни с чем не сравнимую красоту своих пассажей, хотя и остались яркими и исполненными здорово. Да и Cortigiani, vil razza потеряла свою грозность в том числе из-за скорости.
Постановка, на первый взгляд, мрачноватая и сероватая, но довольно быстро проникаешь в это пространство, где начинают разыгрываться настоящие шекспировские страсти (по всей видимости, умеют в Лондоне ставить на уровне, достойном трагедий Шекспира, и заставить делать это исполнителей, и заставить почувствовать это слушателей). Спектакль воспринимается совершенно целостно с точки зрения декораций, сценографии, костюмов, мизансцен, и, пожалуй, единственное, что заставило меня поморщиться от совершенной ненужности, - это обнажённая сцена развлекающихся во дворце Герцога в начале первого акта (притом что дальше вся постановка - верх неподдельного целомудрия и умелого балансирования на тонкой грани откровенности и пошлости с сохранением первой и отсутствием последней).
Образы Риголетто и Джильды получились изумительными по цельности, проникновенности и правдивости. Герцог остался недоработанным: я про него ничего не поняла, ни развития образа, ни точки.
Лондонский “Риголетто” - глубокая и очень человечная трагедия отца и дочери, показанная, мне показалось, с почти запредельной для оперных постановок исповедальностью (а может, - не исключаю такой возможности, - это меня, не знаю толком почему, так пробрало).
Риголетто - Димитрий Платаниас (Dimitri Platanias)
Риголетто в Лондоне - это ковыляющий на разной длины костылях Квазимодо, грузный, измученный, больной и оттаивающий только рядом с Джильдой. Баритон Димитрия Платаниаса - глуховатый, хрипловатый, без лоска и блеска, но, возможно, именно это помоглоо ему создать образ бедного отца, теряющего единственную дочь, единственную нить, связывающую его с жизнью. Этот Риголетто не может не вызывать сострадания, и лирические фрагменты удаются ему гораздо убедительнее, чем обвинения: в них слышатся и отцовская нежность, и отцовская любовь. Я верю в ужасающую боль Риголетто.
You can watch this video on www.livejournal.com
Герцог - Витторио Григоло (Vittorio Grigolo)
Наверняка, Григоло - не идеальный Герцог, и ему ещё есть над чем работать (и в плане вокала в том числе), но, по правде сказать, мне смешно, когда британские газеты очень нехотя делают ему весьма сдержанные комплименты. Неужели у них там на Туманном Альбионе многие (хоть кто-нибудь) так поют Герцога?.. Неужели сегодня так уж много Герцогов такого уровня вообще?.
Возможно, Григоло можно упрекнуть в излишней рыдательности и чрезмерном увлечении внешними вокальными эффектами. Но у него точно не отнимешь интонационного разнообразия, индивидуального прочтения каждого звука, трогательного и аккуратного piano, уверенного forte, длинного дыхания и просто личностного наполнения всего того, что он поёт. А уж настолько выразительного прочтения мужской партии в E il sol dell’anima я точно не слышала: за такой серенадой я и сама на край света побегу (возможно, знатоки скажут, что у Верди написано по-другому, но мне чрезвычайно импонирует использование piano в этом дуэте, который превращается в искушение, соблазнение, в нежнейшие слова любви, которых я до этого в этом дуэте до этого не слышала - только самолюбование).
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Джильда - Екатерина Сюрина (Ekaterina Siurina)
Конечно, это не самая колоратурная Джильда. Конечно, не самая драматичная. Но уникальное найденное Екатериной Сюриной сочетание вокальности и драматичности превращает её в совершенно удивительную Джильду: наивную, искреннюю, чистую девочку, первая влюблённость которой оборачивается для неё трагедией.
Меня очень впечатлил верхний регистр Екатерины своей легкостью, звонкостью, чистотой (при объёмности нижнего, который правда, встречается у Джильды лишь несколько раз). Интонационно партия очень хорошо проработана и очень осмысленна: найдены и расставлены необходимые акценты, озвучены нюансы, интонации. И ещё я, конечно, не знаю итальянского, но мне показалось, что у неё замечательная артикуляция, которая придаёт партии определённый лоск.
Жаль, что у Екатерины не очень большой масштаб голоса: несколько раз её перекрывал оркестр и партнёры (в среднем регистре), но вокальное несовершенство полностью компенсируется цельностью и завершённостью образа.
Tutte le feste al tempio звучит трагично в каждой ноте, и это меня прямо потрясло, хотя тут я попеняла дирижёру на темпы: пассажи
se i labbri nostri tacquero,
dagl'occhi il cor, il cor parlò
и
e con ardente palpito
amor mi protestò
потерялись напрочь: там вообще необходимо замедление, и чем больше, тем безысходнее звучащая трагичность (конечно, при должном дыхании певицы: не знаю, может быть, причина таких темпов в не слишком длинном дыхании Екатерины?)
Да и в Caro nome где-то хотелось “чуть помедленнее”.
Впрочем, всё равно обе арии прозвучали очень впечатляюще.
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Дуэты, ансамбли и хор
По-моему, дуэт Джильды и Герцога E il sol dell’anima - это просто шедевр. И один из лучших когда-либо слышанных мной оперных любовных дуэтов. (Несмотря на то, что Григоло несколько раз полностью перекрывал партнёршу, что, в общем-то, не есть хорошо). Такие страстность, напряжённость, откровенность, интимность, нежность трудно себе вообразить при высочайшем уровне целомудренности и чистоты, которые видишь и слышишь. Каждое движение, каждый звук наполнены безумной влюблённостью.
А уж Addio! Addio! - это просто на разрыв аорты. Клянусь, я такого не слышала и не видела в опере никогда!
You can watch this video on www.livejournal.com
Дуэты Риголетто и Джильды тоже, мне показалось, получились очень пронзительными: партнёры тонко чувствуют друг друга, слушают и слышат и дышат вместе.
You can watch this video on www.livejournal.com
Разочарованием стал знаменитый квартет. И, по-моему, это от какой-то тягучести, темноты, густоты, тяжести, неяркости Маддалены-Кристин Райс (Christine Rice). Сначала-то я подумала, что такое неяркое звучание оттого, что это то самое контральто, которое написано у Верди и которое крайне редко в этой партии в действительности встречается. Но потом оказалось - ан, нет! - Кристин Райс - меццо-сопрано. Ну тогда я чего-то не понимаю: а где же те блеск и роскошность, которые должны звучать в квартете у Маддалены? (Или я думаю, что они должны там звучать?..) Возможно, есть и другие причины нестройно прозвучавшего квартета (те же загнанные темпы), но мне он не понравился.
You can watch this video on www.livejournal.com
Отдельный комплимент нужно сделать хору: перед Tutte le feste al tempio можно услышать, как он замечательно звучит.
И ещё меня очень вдохновила отчётливость всех речитативов, которые были не проходными, а продуманными, проинтонированными и выразительными и поэтому совсем не казались лишними (и поэтому не хотелось их побыстрее “перемотать”). Они воспринимались совершенно естественно и органично, что привело к сплетению оперы в непрерывный музыкальный процесс, а не набор арий и ансамблей, разрезанных на куски речитативами.