Плотность 10 чел.на кв. км представляла собой в Seicento нечто вроде порога.
В мире Seicento 10-12 млн.кв.км (8% полезной площади) имели плотность превосходящую этот порог (вплоть до 150 чел на кв.км в Кампании и в дельте Янцзы)
Чуть больше трети этого привилегированного пространства находилось в Европе. Несколько меньше трети -на Индостанском полуострове, включая Декан, 25 чел.на кв.км.
Несколько больше трети в Китае, переживающем процесс быстрого роста.
На территории, несколько меньшей 5 млн.кв. км, Китай в предмодерн испытывал скачки (скорректированные официальные цифры) между 80 (1650 AD) и 120 млн. душ (1700 AD), иначе говоря перед нами европейская, но распределённая абсолютно иным образом плотность 20-30 чел. на кв.км.
С 1700 AD по 1800 AD на выросшем с 3, 5 до 4,5 млн кв.км пространстве население Китая возросло с 120 до 300 млн душ.
Европа предмодерна не последовала дальше. Китайская плотность (80 чел. на кв.км) в конце Settecento почти вдвое превосходит европейскую.
Суммарное население, например провинции Цзяннань (исторический культурно -экономический центр) в дельте Янцзы, характеризующейся высокой рождаемостью, относительно низкой смертностью и превышением уровня иммиграции над эмиграцией, выросло с 20 миллионов в 1620 AD до 30 в 1750 году, а также число горожан возросло с 15% до 20%.
Многие историки предполагали, что необходимый рост сельскохозяйственного производства был достигнут в рамках процесса "инволюции" (то есть не за счёт повышения производительности труда, а благодаря увеличению усилий).
Тут сразу возникает вопрос. А что мешало китайским пейзанам увеличить производство раньше, если для этого надо было только приложить дополнительные усилия? Нет, здесь не всё так однозначно. Реальность многомерна.
Расширение “горизонтов возможного” несли с собой иезуитские миссионеры (их хронотоп включил Китай и Америку в Божественный промысел) и бенедиктинские монахи.
В Китае эффект множителя был в ещё большей степени чисто внешним.
Имел место и инновационный процесс. И определённые усилия маньчжурской администрации на снятие системных ограничений роста.
В начале Seicento, большинство крестьян были не в состоянии вкладывать денежку в улучшение своих земель, из-за непосильного фискального гнёта. Волов для пахоты и подъёма или откачки воды (насосы) арендовали крайне редко.
При династии Мин, крупные землевладельцы вступив в коррупционный сговор с должностными лицами, активно избегали налогов, которые легли более тяжким бременем на крестьян.
Маньчжурской династии удалось прижать провинциальные элиты и сократить значительную часть чиновников.
Условия производства и обмена для крестьян были значительно улучшены (в частности обеспечение долгосрочной аренды, выраженной в % от урожайности риса). Возник динамичный рынок земли.
Распространение двойных культур (см. таблицу), сопровождалось существенным увеличением в региональной специализации, дальнейшим повышением эффективности сельскохозяйственного производства.
Инновациям способствовало культивирование в дельте Янцзы риса раннего созревания из Индокитая (Чампа). Процесс внедрение занимал конечно не одно десятилетие.
Тут нужна была и акклиматизация культуры и другие усовершенствования были необходимы (дренаж, орошение, соответствие новых сортов с режимом удобрения), что и объясняет медленное развитие этой новой системы.
Тем не менее доля земель с новой, двойной системой земледелия (рис и фасоль, рапс) в Цзяннане увеличилась с 40% примерно в 1650 AD до 70% столетие спустя.
Ну и конечно, использование животных (волов) и удобрений, повсеместное в дельте уже к 1700 AD.
В Восточно-Азиатский центр (по -Вавилову), который включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, многие двойные культуры пришли извне .
Зерновые и зернобобовые (соя) или хлопок с Севера, рис и шелковица или зернобобовые (фасоль) с Юга
Возникла новая, дальняя межрегиональная торговля (импорт в долину Янцзы с севера, зерно зернобобовых, жмых, шроты и зелёная масса etc.)
Изменилась кардинально и структура занятости. Доля мужского труда заметно возросла, а сельскохозяйственного женского труда почти исчезла.
Женский труд в основном сосредотачивается на текстильном производстве. Производство хлопчатобумажных тканей удваивается за сто лет.
Отсюда и резкое снижение выкидышей, эндемической женской и детской смертности в период проведения полевых работ, столь характерной для early modern.
Младенцы (пик рождаемости которых приходился на февраль - апрель) летом мёрли от энтероколита и ослаблении лактации у женщин, вызванной полевыми работами.
Пятеро детей-это более чем достаточно, чтобы обеспечить замену родителям, 3-4 % бездетных пар, а также холостякам.
Но всё упирается в смертность. Проблема не родить была, а сохранить их. Детская смертность была, до года -28,8 %,от года до 4-14,5%, от 5 до 9-3,8%, от 10 до 19-4%. То есть до 20 лет доживали меньше половины рождённых -48,9%.
В хороших странах и в хорошие времена до 20 лет доживали 60-65 %.
И долина Янцзы стала “хорошей” страной, с позитивной аномалией смертности на всём протяжении Seicento -Settecento и позитивным балансом рождаемости.
Чай (да и вообще употребление только кипячённой воды) и освобождение от полевых работ женщин - две победы человека в Китае предмодерна, обеспечившие условия для роста населения.
Для крестьян, так как количество дней труда возросло, это привело к повышению их доходов.
Да и в в новой двойной системе земледелия, выгоды от второго урожая не уменьшалась на фиксированные маньчжурской династией расходами (налог, арендная плата).
С другой стороны, с общенациональной точки зрения, успехи в плане производительности труда находились, конечно на довольно низком уровне.
Элита и власти воспользовались лишь в весьма ограниченных масштабах ростом производства (арендная плата и налоги, были почти заморожены).
В то же время, тройной рост населения привёл и к росту государственных расходов.
В 1800 AD, большая часть излишков были исчерпаны массовым демографическим ростом .
Правительство Цин столкнётся с трудной задачей по удовлетворению потребностей в три раза большего населения с более узкой ресурсной базой.
Уже в 1800 AD, крестьянская семья из пяти человек имеет только 30% от необходимого минимума для потребления. Тут сказалось и падение цен на хлопок. Кроме того, дальнейшие инновации (внедрение зимнего риса) страдали от снижения прибыли.
Распределительный эффект .
Доход на душу населения, порожденный привлечением женщин в текстильное производство, увеличился на 40%, а продуктивность в сельском хозяйстве увеличилась только на 15%.
Ведь средняя урожайность риса, возможно, возросла с 1,8 -2,1 Ши с одного Му (это вроде около 6 акров) до 2,5. Урожайность зимних культур в среднем, вероятно составляла 0,7 Ши.
Элита не имела таких возможностей как в Англии, где крестьяне были сведены an masse к безземельным рабочим и аграрные отношения позволили классу землевладельцев захватить львиную долю производительности (через повышение арендной платы) и где распределительного эффекта не произошло.
Люби -как душу, тряси - как грушу.
Схема распределения в Китае была ближе к Нидерландам. Но не продуктивность.
Если кто подскажет, как перевести “ Ши” и “Му” в СИ или СГС, буду весьма благодарен.
Livejournal Теги:
Early Modern