Считается, что “Божественные установления” (Divinae Institutiones) в семи книгах, opus mundi Лактанция ( Lactantius), Люция Целия Фирмиана, были первой попыткой изложить на латыни основные положения первобытного христианского вероучения, используя понятийный и логический аппарат неоплатонизма и герметизма для доказательства его истинности (Лактанций много и охотно цитировал “античных” мыслителей, а отнюдь не Библию, которой впрочем, в известном нам формате, тогда и не было).
И Лактанций и Августин Аврелий так же часто цитировали герметические трактаты и неоднократно упоминали Гермеса Трисмегиста.
И Кирилл Александрийский, духовный вождь Египта, борец за примат Александрийской церкви (ненавистник иоанна Златоуста) и истребитель нечестивых иудеев, считал Гермеса родоначальником египетской культуры, вплотную подошедшего к истинной религии, исповедовавшего Святую Троицу (Трактат "Против Юлиана" на русский язык не переведён).
“Не знаю как, но Гермес предугадал почти всю истину”, говорит отец церкви Лактанций о пророчестве Гермеса Тисмегиста.
“Что до меня, то я не сомневаюсь, что Трисмегист так или иначе постиг истину, ведь он высказал о боге-сыне многое, содержащееся в божественных таинствах”
Говорят, что Лактанций занимал по отношению к Гермесу евгемеристическую позицию, то есть считал его человеком, обожествленным за свою мудрость и за свои заслуги: "Он дал египтянам законы и научил их письму" etc.
Лактанций, вероятно верил в безусловную истинность Сивиллиных книг и цитировал их наряду с Гермесом.
Лактанцию, по-видимому, были известны трактаты "Асклепий", "О всеобщем уме", "Определения Асклепия царю Аммону", "О мышлении и ощущении", "О том, что невидимый бог - есть наиболее видим" etc.
Большей частью Лактанций цитирует Гермеса Трисмегиста по-гречески.
В некоторых случаях он точен, в других случаях явно цитирует по памяти, что ему вообще было очень свойственно. Основная цель Лактанция - ссылками на Гермеса Трисмегиста убедить своих потенциальных читателей в истинности христианского откровения.
Лактанций справедливо полагал, что целевую аудиторию скорее можно убедить ссылками на Гермеса Трисмегиста или Сивиллу, чем на Евангелие или “пророков”.
Характерны следующие его слова: "И не пророков теперь призову я в свидетели... а лучше тех, кому неизбежно поверят и отвергающие истину"
Лактанций не чувствовал никакой разницы между христианской троицей и герметической триадой (Первый Нус, Нус-демиург, Логос), как и неоплатонической триадой: Единое, Ум, Душа.
В 7-й книге "Divinae Institutiones" (
Part 1 ,
Part 2 ) содержится пророчество о конце мира.
Основные источники этого пророчества:
- новозаветное Откровение Иоанна
- Сивиллины книги
- герметический трактат "Асклепий"
Греческий оригинал трактата, известный Лактанцию, не сохранился.
Датировать его затруднительно.
До нас дошел латинский перевод "Асклепия", сделанный не ясно когда. (Лактанций его не знает, но Августину, говорят, он уже был известен), а также краткая коптская версия, входящая в один из кодексов, “найденных” в 1945 AD в Наг-Хаммади.
Одной из наиболее интересных частей "Асклепия" является так называемый Апокалипсис.
“..Окончательно порвется связь между богами и людьми. Люди предадутся во власть демонов..”
“..И в тот момент, когда все эти беды достигнут крайней степени, вмешается бог. Он уничтожит зло, истребит его носителей потопом, огнем, болезнями, и мир будет преображен, как бы рожден заново. Наес enim mundi genitura - таков удел мира"
У автора "Асклепия" и у Лактанция совпадает последовательность событий: сначала падение нравов, упадок богопочитания, затем смуты, мятежи, что приведёт к гибели страны, отождествляемой с культурной ойкуменой (в одном случае это Египет, в другом - Римская империя), и, наконец, катастрофы космического характера.
"Когда же все это произойдет, Асклепий, тогда сам господь и отец, бог перводержатель и демиург единого бога рассмотрев нравы и добровольные деяния, своею волею, которая есть милость божья, воспротивившись порокам и всеобщей испорченности, истребит злобу либо потопом, либо пожаром, либо моровыми язвами одновременно в различных местах; он возвратит миру его прежний облик, чтобы он вновь стал предметом удивления и благоговения"
Вот наиболее видный представитель патристики - Августин Аврелий, автор посленикейской эпохи.
Он считал Гермеса современником высокоуровневого египетского жреца Моисея.
Полемике с некоторыми положениями "Асклепия" бл. Августин посвящает четыре главы восьмой книги своего opus mundi "О Граде Божием" (Нигде взгляды его времени не выразились лучше, как в этой, самой известной из его 113 книг ).
Он ловко пользуется евгемеристическими тенденциями, содержащимися в трактате "Асклепий", и утверждает, что все боги Египта - это умершие некогда люди, поэтому именно язычники повинны в "трупопочитании".
Августин (бывший манихей, обратился в христианство на 8-м году правления Феодосия, примкнув к тринитариям в Милане), в отличии от Лактенция, был настроен крайне враждебно к герметизму.
А ведь Августин из Гиппона, пожалуй, оказал наибольшее влияние на Запад (“без церкви, нет спасения”).
“..Одной из главных задач Лактанция и других христианских авторов его времени было убедить языческих читателей в истинности христианской религии. Поэтому он подчеркивает сходство между новой верой и лучшим, что, по его мнению, дал языческий мир. Цель же Августина - заклеймить язычество для отвращения своих христианских собратьев от его "скверны".
Никакой компромисс с побежденной религией для него был невозможен. Он мог использовать идеи неоплатонизма, поскольку последний, несмотря на его языческий характер, был философской системой, а не религиозным культом, но герметизм, являвшийся религиозным языческим течением, пусть и с монотеистическими тенденциями, мог встретить с его стороны только отрицательную реакцию.
Кроме того, римская Африка, место деятельности Августина, была одним из центров герметизма, и, возможно, гиппонскому епископу приходилось бороться с непосредственными последователями Гермеса Трисмегиста..”
Citato loco - Н.В. Шабуров “Восприятие герметизма идеологами раннего христианства”
Феодосий взял на вооружение, для влияния на социум, идеологические технологии наиболее продвинутые и наиболее конгруэнтные формату, целям и задачам императорской власти в Nova Roma на тот момент.
Под его покровительством Второй вселенский собор утвердил Никейский Символ веры, так что позиция тринитариев получила силу ЗАКОНА; арианство было запрещено законом; язычество неумолимо преследовалось.
В религиозных вопросах, последний император, правивший и Востоком и Западом, последовательно и жестко поддерживал партию тринитариев.
Тринитарии
За Афанасием на Востоке (главой партии православных) и Илларием из Пуатье на Западе, возглавлявшими оппозицию Констанцию и Юлиану, пришло поколение самых выдающихся и влиятельных Отцов Церкви.
- Иоанн Златоуст , епископ Константинопольский, был величайшим проповедником своего времени и в своих проповедях не щадил представителей высшего общества.
- Василий Великий, епископ Кессарийский, вышел из замечательной семьи, в роду у него насчитывалось восемь святых. его обычно считают основателем общежительного монашества.
- Брат Василия Великого -Григорий Нисский и близкий друг -Григорий Назианзин , -оба были выдающимися богословами, приблизившими время Второго вселенского собора в Константинополе
- На Западе Мартин Турский из Панонии завершил евангелизацию Галлии.
- Амвросий Мидеоланский был ведущим церковным политиком того времени.
- Иероним Далматинский виднейшим учёным- библеистом ранней церкви.
- Африканец Августин Аврелий из Гиппона (Блаженный Августин).
Труды этих деятелей Церкви (совокупность идей. методов, гуманитарных технологий), тринитариев, и принесли плоды в правление Феодосия
Вот когда тринитарии начали претендовать на ортодоксальность и проклинать настоящих и будущих оппозиционеров как ЕРЕТИКОВ.
В последующие века многие верующие восхваляли это "торжество христианства" как великое достижение, и Феодосия наградили титулом "Великий".
Но в первобытном учении Христа мало что указывает на необходимость такой тесной связи духовной и политической власти.