Маршруты выходного дня

Jan 29, 2024 00:02



Вчера совершили малый автопробег в сторону Афулы. Без особой цели, ибо была уже вторая половина дня, небольшое светлое окно между проливными дождями. Хотели было посмотреть римскую дорогу и крепость крестоносцев, но как-то не срослось. Не важно. По дороге заехали в два места, куда раньше никогда бы и не собрались, а оказалось весьма любопытно.
С дороги увидели указатель на кибуц Мерхавия. где было упоминание о каком-то достопримечательном «Большом дворе». Заехали, осмотрелись. Тут я на пару минут включу Вики.



01. Площадь, бывшее летное поле германских ВВС. Видно главное здание кооператива

«Кибуц Мерхавия расположен в Изреельской долине на севере Израиля, у подножия горы Гиват-ха-Море в 2 км восточнее Афулы. Площадь кибуца 800 га.
Переговоры о покупке земли под еврейские поселения в Изреельской долине велись начиная с 1891 года. Их вёл финансист Иехошуа Ханкин с владельцем земель - проживавшим в Бейруте эфенди Сурсуком. В итоге удалось достичь договорённости о приобретении 9500 дунамов земли в районе арабской деревни Фула. Финансировалась покупка из активов Англо-Палестинского банка, а также из личных средств богатого русского еврея Элияху Блюменфельда. Сделка была заключена в 1910 году и стала первой покупкой земель под еврейские поселения в Изреельской долине.
К моменту приобретения земли Ханкин договорился с руководством еврейской организации «Ха-Шомер» о том, что обживать её будут посланы добровольцы из числа её членов; в прошлом участники организации занимались только обороной посёлков, где работали другие евреи. 11 ноября 1910 года члены «Ха-Шомера» Натан Брегман (Цви Надав), Ицхак Надав и Игаль Элиович вместе с Ханкиным заняли вершину холма Фула, а спустя несколько дней к ним присоединились ещё пятеро поселенцев. Кооператив Мерхавия, во главе которого стоял Шломо Дик, начал функционировать. Попытки арабов из соседних деревень добиться от евреев платы за «защиту» не увенчались успехом, не помогло им и давление со стороны местной османской администрации. В начале 1911 года кооператоры начали свою первую посевную.
Кооператив Мерхавия просуществовал до конца Первой мировой войны, в ходе которой на его территории временно располагалась база германских ВВС, но повседневные трудности и растущее экономическое неравенство между рядовыми членами и руководством привели в 1918 году к его распаду
В 1924 году мошава Мерхавия была преобразована в рабочее поселение («мошав овдим»).
Хозяйственный двор кооператива продолжал функционировать до 1921 года как место подготовки новых поселенческих кадров. С 1921 года на этом участке проживала группа из примерно сорока демобилизованных солдат Еврейского легиона - выходцев из США, а в 1929 году на этом месте осела группа переселенцев из Галиции. Эти члены движения «Ха-шомер ха-цаир» основали на месте бывшего кооператива кибуц. В этом кибуце жила после приезда в Палестину Голда Меир. В начале кибуцники занимались богарным земледелием в силу нехватки воды для полива. Со временем были выстроены коровник, птичник и козий выгон, начато использование новых улучшенных сортов зерна. С прокладкой оросительных каналов в кибуце началось возделывание водолюбивых культур, в том числе цитрусовых.»



02. Главное здание кооператива. Теперь в нем среди прочего имеется пивное заведение



03. Вход в бывшую конюшню. На втором этаже хранили сено

На сегодняшний день исторические здания кооператива Мерхавия (тот самый «Большой двор» с указателя), бережно отреставрированы и готовы к приему гостей. Здания на площади добротные и вызывают желание самому жить в таком доме. В одном из них жила сама Голда Меир, в другом работала на кухне в кооперативной столовой. Со столовой связана забавная история.



04. Здание бывшей столовой кооператива. В нем Голда работала на кухне

Однажды в кибуц приехали два больших авторитетных раввина. Один из них знаменитый рав Кук (создатель философской концепции религиозного сионизма), а вторым был неизвестный мне чел, но то же какой-то знатный специалист по вопросам религии. Приехали они как приезжали инквизиторы в какую-нибудь деревню для искоренения ереси. Оказалась, кибуцники формально будучи евреями, в синагогу не ходят, шаббат не блюдут, раввинам деньги не заносят. Два раввина принялись выводить поселенцев из духовного Египта как вдруг выяснилось, что здесь проживают не богобоязненные евреи, а лютое отрицалово. Рав Кук будучи более либеральным раввином оценил ситуацию и стал предлагать кибуцникам компромиссные варианты, которые вызвали отклик у слушателей. Второй же рав, более ортодоксальный в вере, проклял и Кука и кибуцников, и устроил богословский диспут, перешедший в рукоприкладство и ощупывание бород. В итоге раввинов отправили в обратный путь уже по отдельности. Что вынесли местные аборигены из шоу заезжих гастролеров пояснительные тексты умалчивают.
Понравилась одна из исторических фотографий, из тех, что обильно представлены на стенах зданий. На одной из них ракурс примерно такой же как на снимке №3, только под арками стоят привязанные верблюды. Жаль современные кибуцники утратили эту часть исторического наследия и по кибуцу разъезжают на миникарах.



05. Домик, где жила Голда. Теперь в нем музей

Среди прочего посмотрели так называемый «Грязный дом», единственное оставшееся здание от первопоселенцев (остальные упомянутые строения - это уже 20-е годы ХХ века). Построен он был, как говорится из "говна и палок", а точнее из каких-то досок, которые чередуются со слоями гравия. Видимо, для тяжело работающих в поле первопоселенцев не было времени на более капитальные постройки.



06. «Грязный дом». Дом-напоминание



07. Здание бывшего коровника



08. Старая силосная башня

Сейчас, судя по всему, кибуц уже не содержит скот и коровник, как и силосная башня стоят лишь как напоминания о событиях столетней давности. Сейчас в кибуце проживает 1 247 человек и большинству из них особо делать нечего. Одному из них точно, поскольку он потратил полтора года своей жизни на ваяние скульптуры в духе творчества ольмеков, но в еврейском изводе.



09. Трофей

Уже дома узнал, что у них на территории еще крепость крестоносцев имеется, так что придется еще сюда возвращаться.

Оттуда мы поехали в кибуц Эйн-Харод, посетить очень любопытный музей, о котором я раньше и не знал. О самом кибуце в другой раз, а про музей сначала снова дам пару абзацев из Вики.
«Появление в кибуце музея было результатом движения за создание учреждений культуры в еврейских трудовых коммунах Палестины. Это движение возникло в середине 1920-х годов и вдохновлялось идеями о том, что для национального развития культурная деятельность и искусство равноценны производительному труду. В кибуце Эйн-Харод эти идеи нашли своего преданного апологета в лице Хаима Атара (Аптекарь, 1902-1953). Родившийся в украинском местечке художник-самоучка, обладавший тонкой художественной интуицией и эстетическим вкусом, он в конце 1930-х побывал в Париже и, открыв для себя творчество Хаима Сутина, стал считать себя его учеником и продолжателем. Х.Атар полностью посвятил себя созданию музея, отдавая этому практически всё своё свободное время (за исключением ночных часов, когда он выпекал хлеб в коммунальной пекарне). Музей первоначально располагался в сарае, в котором находилась и мастерская самого Х.Атара. В 1948 году специально для музея было построено здание по проекту архитектора Шмуэля Бикельса (Shmuel Bickels; 1909-1975), которое и до сих пор удовлетворяет современным требованиям к музейной архитектуре. Позднее к основному зданию были добавлены специализированные помещения, в одном из которых хранится коллекция музея.
Самые значительные по объёму и ценности части музейного собрания - работы израильских художников, мастеров «Парижской школы» и художников-евреев из разных стран. Со многими из них Х.Атар установил контакты во время своего пребывания в Париже, и их дарения были одним из основных источников пополнения собрания музея. Так, в частности, здесь с редкой полнотой представлены работы П.Кременя, М.Кикоина, А.Мильчина. Кроме того, в музее хранятся офорты и литографии М.Шагала, живописные полотна Р.Фалька и Мане-Каца, а также кубистическая композиция И.Б.Рыбака «The old Man» (1917-1921) и серия его гуашей «Погром» (1919)»
Помимо всего этого в музее широко представлены находки с раскопок, часть из которых (самые громоздкие) выставлены во дворе музея. И это единственное, что мы смогли посмотреть, поскольку в шабат музей не работал. Так что и сюда придется еще раз приезжать.



10. Французская 42-мм горная пушка Гочкиса (M1875)



11. Миномёт Давидка (Davidka) - изготовленный кустарно миномёт времён Войны за Независимость



12. Останки машины, подорванной арабскими террористами во время Войны за Независимость на дороге жизни возле Иерусалима



13. Римский саркофаг и римские мильные столбы.





15. Дверь в римскую гробницу



16. Саркофаги, а на заднем плане римские мильные столбы



17. Археологические разности во дворе музея
[Для пожертвований]Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей


дыбр, Израиль, история, фото

Previous post Next post
Up