Un papillon sur l'epaule \ Мотылек на плече (1978)
режиссер Jacques Deray
в ролях Lino Ventura, Claudine Auger, Paul Crauchet, Jean Bouise, Nicole Garcia, Roland Bertin
Барселона не самое приятное место для иностранца. Девушка Лиза однажды приехала в этот город простой туристкой и обратно уже не вернулась, попав в сети самого дьявола. Ролан Ферье тоже появился в этом городе и не смог из него выбраться. Барселона - это место, где невинный турист может случайно зайти в соседний номер гостиницы, и его жизнь изменится сразу и навсегда.
Ролан Ферье (Вентура) не первый раз приезжает в город и не впервые останавливается в гостинице "Коломб". Мы мало, что знаем о нашем герое. Он успевает зарегистрироваться в отеле, на вопрос о семейном положении отвечает с некоторой заминкой, что женат. Позже при его встрече с женой нам покажут, что отношения супругов не безоблачные, но причины холодности их чувств мы так и не узнаем. Поскольку с того момента, как Ферье заглянул в соседнюю комнату и увидел лежащий на кровати труп, а затем очнулся на койке в какой-то запущенной больнице ни у него, ни у зрителя нет времени на рефлексию. Странный доктор уверяет что убийство, как и труп в номере отеля ему померещились, что его оглушил какой-то воришка и настойчиво спрашивает про некий чемоданчик. В соседней палате лежит безумный мужчина (Кроше) беседующий с невидимым мотыльком на плече. Сама больница находится в крайней степени запустения. Впрочем, Ферье никто насильно не удерживает в ее стенах, и он возвращается в отель. Происходит новая цепь странных событий, новый труп в номере, настойчивые требования незнакомцев вернуть чемоданчик, появляется таинственная женщина, а затем неизвестные люди похищают только что приехавшую жену главного героя.
Надо отметить, что Полански снял Frantic спустя десять лет, явно имея в виду эту постановку Дере. Но в отличие от подражателя, оригинальная картина оставляет зрителя наедине с множеством вопросов. Полански открывает нам тайну макГаффина, Дере предоставляет нам возможность гадать над ним до полного изнеможения. Ферье так и не узнает, что скрывал в себе чемоданчик. Не узнаем и мы. Мы можем лишь ощутить масштаб заговора, в который вовлечены как посольство Франции, так и испанская полиция. Паранойя в фильме достигает пика, описанного еще Лемом в "Насморке", где зараженный безумием астронавт видит в каждом шуршании занавесок признак надвигающегося ужаса. Здесь тоже нет ни одного случайного персонажа, все встреченные Ферье люди винтики какого-то чудовищного заговора, каждая вещь, каждый жест имеет потаенный смысл. И мечется, мечется Ферье по улицам Барселоны со своим персональным мотыльком на плече, мечется, теряя последние остатки здравого смысла.
Мне кино, как вы догадались, очень понравилось. Вентура прекрасен. Де Ниро в старости выглядит очень похожим на него, правда без той харизмы, что окружала Лино до самой смерти.
Gorille vous salue bien, Le / Привет вам от Гориллы (1958)
режиссер Bernard Borderie
в ролях Charles Vanel, Pierre Dux, Bella Darvi, Lino Ventura, Renй Lefиvre, Robert Manuel
Разочаровывающее кино. Кино поначалу выглядит ироничной комедией на гангстерскую тему - авторитет по кличке Горилла (Вентура) устраивает комичный побег из тюрьмы и спешит в Париж разобраться с теми, кто в его отсутствие решил прибрать к рукам его организацию. Происходит ряд традиционных для жанра разборок, снятых все том же ироничном ключе, а затем сюжет ставится с ног на голову и уже на полном серьезе персонаж Вентуры перевоплощается из Каина в Авеля и, оказавшись на самом деле работником секретной службы разоблачает иностранного шпиона.
Досмотрел только из-за Вентуры, хоть фильм того не стоил.