Fallen Idol, The \ Поверженный идол (1948) и Night Train to Munich / Ночной поезд в Мюнхен

Nov 11, 2008 14:13

Fallen Idol, The \ Поверженный идол (1948)
режиссер Carol Reed
в ролях Ralph Richardson, Michиle Morgan, Sonia Dresdel, Bobby Henrey, Denis O'Dea, Jack Hawkins

Главный герой фильма, мальчик Филипп - сын посла Франции в Великобритании. Его мать находится в больнице уже три месяца, а отец уехал на несколько дней в деловую поездку. Теперь за них присматривает мистер Бэйнс (Ричардсон), мажордом. Бэйнс для мальчика образец для подражания, источник увлекательных рассказов об Африке и человек, заменяющий ему большую часть времени отца и мать. Но хорошее всегда соседствует с плохим, и зло для мальчика воплощено в жене Бэйнса (Дресдел), управляющей посольской обслугой. Она злобная, истерическая женщина, с явно садистскими наклонностями, помыкает не только мужем и подчиненным ей персоналом, но и в отсутствии родителей откровенно третирует ребенка. События начинают развиваться в тот момент, когда мальчик, сбежавший из здания посольства на улицу, встречает в кофейне Бэйнса вместе с какой-то женщиной, которую он представил Филиппу как свою племянницу. Бэйнс берет с мальчика честное слово хранить увиденное в тайне, но ребенок проговаривается и жена мажордома, сгорая от ревности, пытается устроить мужу ловушку. Все становится совсем плохо, когда ночью в посольстве происходит несчастный случай.
Почти шедевр от Кэрола Рида. Почему почти объясню позже. Рид превосходно владеет ритмом, умело нагнетает напряжение, профессионально цепляет зрительское внимание и не дает смотрящему ни на минуту перевести дух. Интерьеры посольства сменяются видами дневного и ночного Лондона, и каждая деталь имеет свое значение. Филипп заходит в кофейню, в окне которой он увидел Бэйнса с подругой, а в витрине на подносе с красивыми пирожными копошится омерзительная муха. Именно в этой кофейне, Бэйнс потребует от мальчика соврать, и эта ложь (вполне невинная с точки зрения взрослого человека) станет первой трещиной в идеальном образе, созданном в воображении мальчика. Актеры просто чудесны - Ричардсон превосходен в образе традиционного британского слуги, привыкшего прятать эмоции вглубь, сохраняя внешнюю бесстрастность при любых обстоятельствах. В фильме он напоминал мне Кевина Спейси. Соня Дресдел играет фурию, вынужденную, как и ее муж прятать свои подлинные чувства под маской ледяного спокойствия, но часто срывающуюся и в финале превращающую в яростный комок безудержной злобы, и играет так, что актрису начинаешь ненавидеть вместе с ее персонажем. Я не знаю, какие методы физического воздействия применял Кэрол Рид к Бобби, сыгравшему Филиппа (на IMDb пишут, что добиться от ребенка убедительной игры было для Рида самым тяжелым моментом съемок), но они сделали свое дело, и мальчик сыграл, чуть ли не лучше взрослых актеров. Его персонаж, с точки зрения которого собственно мы и видим весь сюжет, вышел настолько убедительным и правдоподобным, что я, будь это в моей власти, дал бы ребенку премию "Оскар". Но, увы, на "Оскар" номинировался лишь сам режиссер, уступивший заветную статуэтку Джозефу Манкевичу. Мне нравится "Письмо трем женам" и я понимаю мотивы, которыми руководствовались академики, но за Рида все равно обидно. Впрочем, режиссер отыгрался на европейском уровне, получив ворох разнообразных премий. И это правильно.
Что касается "почти шедевра". Рид (я не читал рассказ Грэма Грина) дал истории счастливую развязку как раз в тот момент, когда ситуация стала мрачной как небо Мордора. Мне кажется, что зря, у таких историй не бывает хэппи-энда.

Night Train to Munich / Ночной поезд в Мюнхен (1940)
режиссер Carol Reed
в ролях Margaret Lockwood, Rex Harrison, Paul Henreid, Basil Radford, Naunton Wayne, James Harcourt,

Первый откровенно провальный фильм британского режиссера из тех, что я видел. Совершенно глупый, местами идиотический сюжет о чешском ученом и его дочери, за которыми гоняются нацисты и кого пытается спасти британский агент. Есть в фильме пара моментов, где Рид показывает свой подлинный талант. Особенно хороша сцена, в которой главная героиня в полумраке беседует по телефону, а за ее спиной растет и дергается тень подслушивающего немецкого шпиона. Очень не понравилось, как подверстали фильм Хичкока "Леди исчезает" к этому пропагандистскому триллеру. Как в Советском Союзе использовали образ гашековского солдата Швейка для создания актуального кинолубка, так и здесь взяв двух колоритных персонажей фильма - Чартерса и Кальдикотта (двух пустоголовых джентльменов, любителей крикета) сценаристы поместили их в германский вагон для оказания помощи разоблачённому британскому агенту.
Ужасное кино, которое хочется поскорее забыть.



movies

Previous post Next post
Up