«Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра»

Nov 27, 2023 00:02



В свое время, когда я потреблял много алкоголя и веществ, в местной кофейне «Грэг» официантки назвали меня «проблемным клиентом». Сегодня, когда я давно ничего не употребляю и практически не пью, экскурсовод посчитала меня «проблемным экскурсантом». Что поделаешь, мастерство не пропьешь, руки помнят. Но всё по порядку.
В последнее время мы с приятелем потребляем культурку, посещаем всяческие лекции и экскурсии в местных музеях. Уже посетили музей известного графика Германа Штрука (если кому интересно могу сделать отдельный пост), в японском музее попытались вникнуть в лекцию «дзен буддизм в классическом японском искусстве» (местами любопытно, но совершенно вне моих интересов), а в субботу посетили экскурсию в Музее современного искусства (тут меня убедил пойти товарищ, я-то заранее представлял, что там нас ждет).
Современное израильское искусство из тех, про которое говорят «искусство в большом долгу». Оно в основном представлено беспредметными изображениями, что понятное дело проще всего или политизированные работами левацкого толка. Помнится как-то давно с моим приятелем Вадиком мы были на одной из подобных выставок в этом музее и под впечатлением от увиденного собирались насрать им по углам две большие кучи, но потом решили, что посетители примут их за очередную инсталляцию, что уничтожит первоначальный посыл нашего действия.



№1.
Сегодня нам показали две из трех действующих выставок, но первым делом нас повели к постоянной экспозиции. Из олдовых сидельцев были только мы с приятелем, остальные были свежеприбывшими пряниками, которые слушали экскурсовода разинув рот. Первым делом нас подвели к картине №1, и экскурсовод спросила, что вы видите на ней. Пока новые репатрианты обдумывали ответ я бодро сказал:
- На снимке арабские беженцы времен освобождения Хайфы в 1948 году. Это абсолютно точно угадывается по надписи на их чемодане, по еще одной надписи на стене за фигурами и потому, что картина находится в музее, известном своими левацкими взглядами на данную тему.
Экскурсовод посмотрела на меня как Сталин на Троцкого и выдало что-то типа «если бы у нас была дискуссия, то я бы спросила почему вы думаете про музей такие вещи», но потом решила, не обращая на меня внимание рассказывать о страданиях этой арабской семьи, вынужденной покинуть город из-за того, что в нем экстремисты обеих сторон устроили войнушку. Тут мне пришлось вставить еще раз свои пять копеек, напомнив экскурсоводу, а главное новоприбывшим, что большинство арабов бежало по приказу своих вождей, сказавшим им, что это ненадолго и что нужно переждать, пока их единоверцы изгоняют евреев.Более того, на картине они бегут не в Сирии, как нам сообщили, а пока лишь в Акко. Экскурсовод посмотрела на меня ненавидящим взором и перевела разговор на судьбу самого художника, палестинца нелегкой судьбы, который написал эту картину уже в пожилом возрасте, по-моему, уже в 80-х, но тут я могу ошибиться с датой. Я приятелю довольно громко сказал, что работа написана в манере мистера Бина (что соответствовало истине, как подтвердит любой, смотревший фильм). Экскурсовод снова дернулась, прожгла меня лазерами своих глаз и поспешила перейти к следующей картине.



№2

Со второй картиной было все проще. На ней были изображены недавние репатрианты из стран Магриба, стоящие возле закрытых дверей бюро по трудоустройству. Картина может нравиться, может нет, но тут явно был задействован художник совсем другого уровня, поэтому я молчал, пока экскурсовод не стала стягивать оба полотна в единую концепцию, утверждая, что обе работы говорят примерно об одном и том же периоде.
Я снова обратился к своему спутнику (выбрав именно такую модель поведения) и достаточно громко сказал:
- Не обращай внимание. Это преувеличение. Магриб сюда добрался в 1949, в лагерях для репатриантов их продержали лет пять, потом как минимум пару лет они занимались самозахватом домов, так что пока их принудительно не расселили, они и посещали это бюро в данном районе (вади Салиб), то есть как минимум, через лет шесть после событий первой картины.
Взгляд экскурсовода разил наповал.
- Вы закончили? - ледяным тоном спросила она меня.
- Да, да, я кончил. Можете продолжать, - милостиво разрешил я.
Потом я молчал довольно продолжительное время, когда мы обозревали выставку о вади в Хайфе. Было довольно интересно и главное практично: мы смогли наметить несколько мест, которые стоит посетить в следующие наши походы. Кто не знает, вади в данном контексте это горные ущелья, ком в Хайфе не мало, но не все они обжиты. Самые известные это Вади-Ниснас, милое местечко (днем), где компактно проживают арабы-христиане; Вади Салиб, где раньше проживали арабы-мусульмане, затем беженцы из стран Магриба, а сейчас часть территории в состоянии сильного руинирования (я в свое время довольно много выкладывал снимков тех мест, а в другой живут люди самого низкого достатка. Сносить эти развалины было нельзя, но сейчас сроки выходят и этот район начинают постепенно застраивать домами премиум-класса, поскольку он примыкает к нынешнему административному центру города и стоимость земли постоянно растет. Район Яффо-кикар Парис уже сделали вполне добротным туристическим местом и со временем Вади-Салиб тоже преобразится. Заинтересовался Вади Сиах - там развалины первого монастыря Кармелитов, священный источник и пещеры, где по приданию жил и работал пророк Элиша. Обязательно схожу, закрыть еще один пробел.
Я напомнил о себе на второй выставке, посвященной протестному движению. Это был в основном видео-арт. На одном большом экране женщина в черном трико совершала разнообразные энергичные движения. Экскурсовод объяснила, что это исследование пластики процесса. Автор собрал все основные позы, которые принимают протестующие во время подобной движухи. Мое замечание приятелю, что в ролике не хватает теплых и мягких матрасов на стенах комнаты, было услышано, но проигнорировано.
Затем нам показали известные фотографии с не менее известного митинга 10 февраля 1983, когда в левых активистов правым экстремистом была брошена бомба. Экскурсовод долго рассказывала каким хорошим парнем был убитый Эмиль Гринцвайг. Я долго терпел, потом не выдержал и попросил рассказать свежим репатриантам какое именно движение он возглавлял. Попутно произнес слово «Шалом ахшав», на него экскурсовод нервно среагировала и поспешила к другим арт-объектам.
На других экранах показывали результаты одного эксперимента, когда автор отлавливал на улицах Хайфы случайных прохожих и заставлял их показывать рот-фронт как можно более долгое время. При этом они должны были про себя представить против чего они должны протестовать. Все люди держались по-разному, одни подержав руку пару минут уходили, другие продолжали пытаться держать марку, но минут через пять сдавались и они. И только одна молодая арабка держала руку минут двадцать, видимо у нее много всего накопилось на душе.
Экскурсовод стала рассказывать, что этим авторы пытались показать, как много времени может потратить человек на визуализацию протеста и как ему может быть стыдно, когда он решает прекратить это действие. Затем экскурсовод спросил:
- Как вы думаете, кто победил?
Тут я не выдержал и произнес, что победил тот, кто просто послал этих манипуляторов нахуй. После этого экскурсия свернулась как-то сама собой.
[Для пожертвований]Для пожертвований
Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей


дыбр, Израиль, искусство, фото

Previous post Next post
Up