Охранная стража КВЖД - вооруженная охрана Китайско-Восточной железной дороги с 1896 года, впоследствии (1901 год) преобразована в Заамурский округ Отдельного корпуса пограничной стражи.
01. 1898. Главный инженер КВЖД Александр Иосифович Югович (слева) за обедом Александр Иосифович Югович (1842-1925) - российский инженер; главный инженер строительства Китайско-Восточной железной дороги. Окончил с отличием Высшее техническое отделение Лондонской Королевской академии. Участвовал в проектировании и строительстве железных дорог Поти - Тифлис (Сурамский перевал), Кишинёв - Унгены - Яссы, Бендеро-Галацкой и Закаспийской железных дорог. Работал в обществе Рязано-Уральской железной дороги главным инженером по сооружению новых линий; под его руководством построено около 2300 км путей.По личной рекомендации министра финансов Сергея Витте в 1897 году был назначен главным инженером строящейся Китайско-Восточной железной дороги, руководил строительством Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской линий; сдал дорогу в постоянную эксплуатацию в 1903 году. Под его руководством было построено более 2500 км путей.
02. 1898. Переправа через Сунгари возле Харбина
03. 1899. Харбин. Пойманные хунхузы и казаки Охранной стражи
04. 1899. Харбин. Раздача медалей за храбрость за поимку хунхузов
05.1900. Установка заграждения против боксеров возле Харбина
06. 1900. Харбин. Прибытие из Хабаровска войск начальника штаба Отдельного корпуса пограничной стражи генерал-майора Владимира Викторовича Сахарова. 22 июня Владимир Викторович Сахаров (1853 - август 1920, близ Карасубазара, Крым) - русский военачальник, участник русско-японской и Первой мировой войн, генерал от кавалерии, помощник августейшего Главнокомандующего армиями Румынского фронта Фердинанда I во время Первой мировой войны. 12 ноября 1897 года произведён в чин генерал-майора и назначен на должность начальника штаба 5-го армейского корпуса[2]. С 30 июня 1899 года - начальник штаба Отдельного корпуса пограничной стражи. Участник военных действий в Китае в 1900-1901 гг. Командующий войсками в Северной Маньчжурии (30.06.1900-04.09.1900). За боевое отличие награждён Золотым оружием (18 августа 1901)[3]. Произведён в чин генерал-лейтенанта «за боевое отличие» (ст. 31.01.1901)[4]. С 16 февраля по 7 мая 1901 года начальник Заамурского округа пограничной стражи. С 7 мая 1901 - начальник 4-й кавалерийской дивизии. С 29 ноября 1903 - командир 1-го Сибирского армейского корпуса. Расстрелян «красно-зелеными» крымскими партизанами близ Карасубазара в Крыму.
"Отправляя на выручку Харбина отряд генерал-майора Сахарова, Гродеков дал начальникам инструкцию, в которой указывал, что употреблять в дело оружие следует только в виду действительной надобности…, войска должны знать, что в течение двухсот лет мы жили с китайцами в большом согласии и мире, а если и призваны в настоящее время на территорию Китая, то лишь для усмирения мятежников против законного китайского правительства. Обиженных китайцев, без повода с их стороны, быть не должно. Особенно строго следует относиться к имуществу и собственности каждаго китайца".
07. 1900. Добровольцы на выручку Телинского отряда "Другая партия бывшая на той же южной ветви, но ушедшая по направлению на север к Харбину, попала в несравненно более трудную и тяжелую обстановку. Она выступила из Телина 24 июня, имея в своем составе 200 слишком человек, и была обременена громадным обозом с Китайцами-христианами, их женами и семьями. Уже на третий день движения пройдя от Телина сто верст этот отряд оказался совершенно измученным. Преследуемый по пятам, он должен был охранять этот обоз, двигаться при самых тяжелых условиях, не раз прибегать даже к работе штыком. На четвертый день похода он был атакован громадными полчищами (около 15 тыс.), понес большие потери, уже к 5 часам вечера 27 июня имел в своем составе много раненых и чувствовал недостаток в патронах. Судя по телеграме главного инженера, все что можно было собрать поскорее было послано на выручку этого отряда. Отправлено 70 казаков, прислано 15 тыс. патронов. Ближайшею поддержкой доблестной партии, отступавшей при такой ужасной обстановке, являлся отряд в 200 человек высланный на ст. Таручай в 120 верстах к югу от Харбина. Считая движение партии происходящим с прежнею скоростию, т. е., что 27 числа она прошла 25 верст, можно было видеть что первое подкрепление и то всего в 200 человек, находилось от измученных бойцов в расстоянии 160 верст или 5-6 дней пути, другими словами что положение отступавших было не только невыносимо тяжелым, но прямо безвыходным. Это впечатление вынесенное из первых телеграм было рассеяно последнею полученною уже при составлении настоящей статьи. Оказывается что Телинский отряд успел спастись, что он соединился с двухсотенным подкреплением, что даже понесенные им потери не так значительны как можно было думать вначале: по донесению инженера Юговича, отряд потерял ранеными 30, убитыми 10 и без вести пропавшими 3 человека" .
08. 1900. Панихида по убиенным казакам 13.07
09. 1900. Раздача крестов генералом Н.И.Гродековым, осень Николай Иванович Гродеков (22 сентября 1843, Елисаветград, Херсонская губерния - 12 декабря 1913, Санкт-Петербург) - приамурский генерал-губернатор (1898-1902), герой «Китайской войны»
10. 1900. Построение Охранной стражи. Харбин
11. 1900. Артиллеристы Охранной стражи с двумя трофейными орудиями. Харбин
12. Харбин. Встреча инженера Станислава Ипполитовича Кербедзя Кербедз Станислав Ипполитович - товарищ председателя правления Общества Китайской Восточной железной дороги (1896-1902) Станислав Ипполитович Кербедз (1844-1910),как и его отец, окончил ИИПС первым по успехам в 1865 году. На его счету участие в сооружениях Орловско-Витебской железной дороги (534 километра, 1868 г.), Балтийской линии (Балтийский порт-Нарва-Тосно, 420 километров, 1870 г.) и Новгородской узкоколейной (Чудово-Новгород, 73 километра, 1871 год), где он некоторое время был главным инженером Старорусского участка. Далее председательствовал в АО Владикавказской магистрали (1886-1906 гг.). В этот же период он - вице-председатель Китайско-Восточной железной дороги и вице-председатель Международного коммерческого банка. Хотя главным инженером АО КВЖД был опытный инженер путей сообщения А. Югович, С. Кербедз сам возглавил проектирование дороги (1250 километров) и подробно проработал ее самый сложный участок - Хинганский тоннель длинною 3080 метров, а также мосты через Сунгари и другие реки. На дороге был устроен целый набор цивилизованных услуг: школы, больницы, магазины, библиотеки. Одних только железнодорожных училищ два десятка. АО также обеспечивало социальные гарантии работников КВЖД: шестичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск, бесплатное жилье и лечение. С.Кербедз во все это внес свой огромный труд и талант. С.Витте писал о нем: "Он был, в сущности, говоря, главным деятелем по сооружению этой дороги".
13. Харбин. Офицеры и инженеры у вагона
14. Харбин. Служащие Охранной стражи идут на молитву
15. Харбин. Конный казак Охранной стражи
16. Харбин. Маневры отрядов Охранной стражи
17. Харбин. Охранная стража во главе с полковником Гернгроссом Александр Алексеевич Гернгросс (4 августа 1851, Смоленск, Смоленская губерния, Российская империя - 17 марта 1925, Ленинград, РСФСР, СССР) - русский генерал от инфантерии, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, китайской кампании 1900-1901 годов, русско-японской войны и Первой мировой войны. Состоял в распоряжении министра финансов по званию шефа пограничной стражи (23 августа 1897 - 31 января 1898). Главный начальник охранной стражи КВЖД (14 августа 1897 - 11 мая 1901). В 1900 году был назначен начальником гарнизона Харбина. Участник подавления Ихэтуаньского восстания 1900-1901 годов; за оборону Харбина награждён орденом Св. Георгия 4-й ст. (ВП 22 декабря 1900). Генерал-майор (1900; за боевые отличия). После революции 1917 года остался в России. Умер в Ленинграде от паралича сердца.
18. Харбин. Охранная стража КВЖД
19. Харбин. Первое место, где располагался отряд Охранной стражи
20. Харбин. Торжественное открытие временного деревянного моста через реку Ашехэ