Иркутск. Часть 81. Жизнь в эпоху гражданских войн. Часть 1 Иркутск. Часть 81. Жизнь в эпоху гражданских войн. Часть 2 Из дневника иркутянина
Маритуй заняли чехословаки. Большеви[ки] на пароходе из Слюдянки прибыли произве[сти] последнюю расправу с некотор[ыми] непримиримы[ми] ж[елезно]дор[ожными] слу[жащими]. По высадив[шемуся] отряду дали залп. Нач[альник] карат[ельной] экспед[иции] Уланов убит. Пароход поспеш[ил] уйти.
Войска Врем[енного] правит[ельства] заняли Байкал. Красноарм[ейцы] взорвали динамит, причинив больш[ие] разрушен[ия] станции.
На «Больш[ой] ул[ице] у иллюз[иона] Дон Отелло в витрине фотогр[афий] выставлены снимки разруше[ний] на ст[анции] Байкал, произведенные взрывом.(у другого очевидца: 20 июля. В «Большом театре» Товарищества Алексеева и Дон Отелло началась демонстрация сделанных лично А. М. Дон Отелло снимков последних политических событий в Иркутске и на Байкале).
Из приказа коменда[нта] города Моисеева. «Мною замечено, что члены отрядов ходят по ул[ицам] с винтовка[ми] под руку с барыш[нями]. Такое поведение войск Сиб[ирской] армии недопустимо. Оно низводит воина на степень красногвар[дейца]. Отличит[ельным] знаком всех воинских чинов установлена двухцвет[ная] лента (бело-зеленая) на месте кокарды ширин[ой] ½ дюйма, длиною 1 ½ дюйма с перекосом слева вниз направо и зеленым цветом к низу и тех же цветов угол на правой руке выше локтя размера шир. 1 д., дли[н]. 4 дюйма. Расстоя[ние] в отвер[стии] уг[ла] 3 дюйма».
Кутулик взят слов[ацкими] войс[ками], бой нача[лся] 16 числа. Все тонне[ли] и мосты удалось сохра[нить]. Тонн[ель] № 19 был заминирован (убит[ых] 6, ране[ных] 13).
На ст[анции] Иннокен[тьевской] днем при небольш[ом] стеч[ении] народа был повешен Шпачек51, бывш[ий] комис[сар] по судеб[ным] делам посел[ка] Инн[окентьевского]. (другой очевидец пишет: 13 июля. Органами контрразведки на станции Иннокентьевской арестован советский комиссар Евжен Шпачек. Казнен 19 июля путем повешения вниз головой на сосне в Иннокентьевской роще).
Чешско-словацк[ие] и сиб[ирские] войска заняли Слюдянку. Красноа[рмейцы] при отступле[нии] взорв[али] тонн[ель] № 39.
26 июля в 6 час[ов] веч[ера] сов[етом] старш[ин] 1-й див[изии] устраив[ается] обед в честь чехослова[ков] и офицер[ов] сиб[ирской] арм[ии], избавит[елей] Иркутска от большевистск[ой] власти.
С Запада прибыла в Иннокент[ьевскую] Америк[ан¬ская] миссия Краcн[ого] Креста дл[я] Рос[сии], следую[щая] на Ближ[ний] Восток.
31 [июля] в 4 ч[аса] 20 м[инут] большев[ики] заняли ст[анцию] Мурино.
4, 5 августа бой у ст[анции] Мурино, разбиты отряды большевиков в 15 т[ыс]. Убито в 1-м полку 30 оф[ицеров], много ранен[ых] привезено сюда. Трофеи: 7 составов, 2 броневи[ка], 4 пушки, 20 пулемет[ов], масса винтов[ок], амун[иции], п[о]р[оха], лошад[ей] и т. д.
3 авг[уста] (суббота) в 6 час[ов] утра в тюрьме повешены И. Постоловский, Патушинск[ий], комиссар, чех-изменник, всего 7 человек (Постолов, Патуш. только вчера были привезены в Иркутск), 1-й сильно избит. В тюрьме арестов[анных] 667 человек.
Говорят, днем часов в 12 чехи увезли повесить кого-то в Глаз[ко]в[ой] за циклодром на березе. Он долго дрыгался ногами, хотел найти упор на стволе, его ноги сшиба[ли] прикладом. Народу много бежало смотр[еть], как будут вешать. Кто-то из значит[ельных] большев[иков], известных иркутянам. Публика возвращалась со зрелища.
В ночь на 5 августа повешены: 1. Сокольников - на¬ч[альник] отряда анархистов; 2. Даниэль Антон - начальн. 1-го отряда интернац[ионалистов]; 3. Дмитриев¬ский - начальн. охраны г. Иркутска.
40. 1918. Генерал Чечек на станции «Маритуй»
41. 1918. Станция «Маритуй»
42. 1918. Станция «Маритуй»
43. 1918. Церковь Петра и Павла на станции «Маритуй»
44. 1918. Храм на станции «Маритуй»
45. 1918. 3-й батальон играет в боулинг на станции «Маритуй»
46. Вид на станцию Маритуй
46. 1918. Солдаты Сибирской армии на привале на ул. Трапезниковской
47. 1918. Станция «Иннокентьевская»
48. 1918. Станция «Иннокентьевская»
Воспоминания добровольца 2-го Ново-Николаевского полка М. Матвеева, сумевшего замечательно передать увиденное: «Мы медленно стали подниматься на вершину горы, послав вперёд разведку. Через полчаса поднялись на вершину скалы и ползком подтянулись к самому краю обрыва. При свете вокзальных фонарей можно было разглядеть силуэты бестолково мечущихся людей. Стояли под парами у дока ледоколы «Ангара» и «Байкал». Выставив дозоры, стали ждать рассвета… У красных работа кипела вовсю. Торопясь, грузили вагоны на ледокол, передвигали составы, кричали, ругались. Загудел ледокол «Байкал» и медленно стал удаляться от пристани. Стало светать. Выслушав указание, в каком порядке наступление, тихо подвинулись немного вперёд и стали рассыпаться в цепь по краю скалы. Красные заметили, что наверху над ними делается что-то неладное. Сначала окликнули: «Кто там?», потом зашумели, забегали и через несколько минут открыли пулемётный и ружейный огонь по нам. Пули визжали, свистели, с треском отскакивали от камня, не имея возможности долететь до нас. Резко прозвучала команда: «Рота, огонь!». Защёлкали замки винтовок, и грянул первый залп… Обезумевшие от неожиданного нападения, красные метались с одного конца станции на другой, не стараясь даже укрыться от свистящих пуль, давили друг друга, сшибали с ног, наступая на лежавших. То огромной толпой бросались в вагон торопливо отходящего поезда, то кучей бросались по мосткам к «Ангаре», отчаливающей от пристани, толкаясь, летели с мостков в Байкал. Вдруг чудовищный взрыв прокатился в воздухе. Огромные камни, колёса вагонов, балки, люди - всё летело вверх, смешиваясь в каком-то хаосе. Всё кругом окуталось чёрным дымом. И только спустя около получаса очнулись мы, как очумелые, недоумевали, что это такое. А там, внизу у красных, всё ещё гремели взрывы. Большой кусок скалы, оторвавшись, стремительно полетел вниз, неся с собою смерть и разрушения. Наконец очнувшись, придя в себя, стали все приглядываться вниз, где были красные. Но там была тишина. Как будто другое место увидели мы. Картина полного разрушения, смерти представилась нашим глазам. Невдалеке, по линии, продвигался к разрушенной станции наш второй отряд. Стали спускаться и мы. Рассыпались по станции, ловя каким-то чудом оставшихся в живых красногвардейцев. От них узнали причину взрыва. Целый вагон динамита, предназначенный красными для уничтожения тоннелей, взорвался не то от попавших в него пуль, не то неизвестно от чего… Куски рельсов, переломленных на несколько частей, тяжёлые колёса вагонов, камни, человеческие головы, оторванные руки, внутренности, всё перемешалось в одну груду. Но, нет худа без добра. Само провидение помогло нам благодаря этому взрыву спасти около 38 тоннелей от рук красных».
49. Ст.Байкал. Общий вид разрушений
50. 1918. Разрушенная станция Байкал
51. Станция Байкал. После взрыва
52. 1918. Погибшие красные при взрыве вагона с динамитом при взятии белыми ст. Байкал 15 июля 1918
53. 1918. Погибшие красные при взрыве вагона с динамитом при взятии белыми ст. Байкал 15 июля 1918
54. 1918. Взорванная станция Байкал. Вид с молла
55. 1918. После взрыва на станции Байкал
56. 1918. Похоронная процессия на развалинах станции Байкал
57. 1918. Бронепоезд на станции Байкал
58. 1918. Чехословацкие легионеры на станции Слюдянка»
59. 1918. Станция «Слюдянка»
60. 1918. Посёлок «Слюдянка». Набережная