Шфарам - арабский городок в Нижней Галилее к северо-востоку от Хайфы, в 2 км восточнее Кирьят-Ата по шоссе Акко-Назарет, с населением в 42 тысячи. Среди населения 35% христиан, 45% мусульман и 20% друзов. Вики сообщает, что "город существовал уже в ханаанскую эпоху, он упоминается в еврейских хрониках, в нём есть несколько старинных синагог и церквей.В XII веке здесь находилась крепость крестоносцев". ЕЖЕВИКА пишет: В Талмуде Шфарам упоминается как местонахождение Синедриона (последовательно в Уше, Шфараме, Бейт-Шеарим, Ципори и Тверии; распущен в 5 в.) после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы (2 в.).
Крестоносцы укрепили Шфарам и называли его Ле-Сафран; город был во владении католического ордена тамплиеров, которые построили здесь церкви святого Якова и святого Иоанна.
В конце 12 в. Шфарам был резиденцией Салах ад-Дина, когда он переместился в Галилею. Город прославился плодовыми деревьями и виноградом, произраставшими в округе.
Евреи стали вновь селиться в нем после турецкого завоевания в 16 в., хотя временами оставляли его. В 1761 г. Шфарам стал резиденцией бедуинского правителя Захира ал-Омара (Дагира; отсюда арабский вариант названия города: Шафа-Амр - `Доброго здоровья Амру`, то есть ал-Омару). Захир поощрял евреев, селившихся в городе.
В 1813 г. в Шфараме поселились евреи, бежавшие от эпидемии в Цфате, в 1850 г. - несколько семей из Северной Африки. Община, большинство членов которой занималось сельским хозяйством, сохранялась в течение всего 19 в.: в 1856 г. было 60 человек, в 1895 г. - 13 семей, в 1900 г. - четыре семьи. Последний еврей, Аврахам Эль-Азри, покинул Шфарам в 1920 г., во время волны арабских беспорядков и еврейских погромов в стране; в городе оставалась синагога и большое кладбище.
Во время Войны за Независимость Шфарам стал одной из баз арабских сил в Галилее и в ходе операции «Декель» в июле 1948 г. был взят Армией Обороны Израиля. Часть мусульманского населения города бежала, а в Шфарам переехало много арабов-христиан и друзов из окрестностей.
В городе наличествуют антиизраильские настроения и незаконная деятельность. Между арабским большинством жителей города и общиной друзов, лояльных Израилю, существует напряжённость. Случаются столкновения и нападения".
Впервые побывал в этом городке. Походили (с оглядкой) по старому городу. Особенно запомнился местный «Дом мира» Новый ничем не отличается от обычных арабских городов севера страны, поэтому не интересен.
Потом поехали в Назарет, но об этом в другой раз.
01. Арабская парикмахерская на въезде в Старый город
02. В Старом городе
12. Бывшая мастерская последнего сапожника города. Он считался лучшим мастером своего дела во всей Галилее
13. Местный бизнес"
14. Стена османского форта
16. Спуск к древней синагоге
17. Над менорой тучи ходят хмуро
18. Экуменический центр в Шфараме. Судя по всему, его символом являются распятые и посаженные на кол голуби
20. Церковь Петра и Павла
21. Домик при церкви
22. Перед отъездом