режиссер Rene Clement
в ролях Georges Poujouly, Brigitte Fossey, Amйdйe, Laurence Badie
Девочка бежит по мосту во время бомбежки за маленькой собачкой. Родители бросаются ее спасать, и их скашивает очередь из фашистского самолета. Девочка чудом остается в живых, она идет по мосту, сжимая трупик своей собачки. Сердобольная семья беженцев берет ее к себе на повозку, а трупик пса они выбрасывают в реку. Девочка следит, как тельце собаки плывет по течению. Если бы Клеман на этом поставил точку, то у него вышел бы отличный этюд на тему ужасов войны, но режиссер уводит сюжет в совсем иное русло.
Если вдуматься, то все последующие события фильма заставляют перевести фильм из категории драмы в разряд триллеров. Маленькая девочка и ее немного более старший по возрасту приятель вносят в мир взрослых такой разлад, что война отступает на третий план. Я бы сказал на второй, но Клеман, как и Марсель Эме без энтузиазма относится к патриотическому мифу о героизме французов, столь усердно насаждаемый в послевоенное время. В фильме французы сплошь дезертиры; люди равнодушны к происходящему на фронтах, для них война начинается и заканчивается во время вечернего чтения газетных заголовков. Убогая деревушка, место обитания жалких людишек, для которых любые тяготы войны не доставят особых хлопот на фоне их ежедневной борьбы за полуголодное существование. Нарядная девочка из Парижа как жук в муравейнике проползет сквозь их жизнь, оставляя за собой лишь потревоженных обитателей. Скоро волнение уляжется и все станет тихо как на разоренном детьми кладбище.
Сила картина в удивительно точно подмеченных режиссером деталей. Касторка, так и не спасшая жизнь сыну приютивших девочку людей, заботливо сливается обратно в пузырек. Девочка отказывается пить молоко из стакана, заявляя, что он грязный. Женщина смотрит в стакан, вынимает из него дохлую муху и протягивает ей снова: "Ты была права. Теперь все нормально". Ну и так далее.
Клеман потрясающий режиссер, я посмотрел уже фильмов пять и еще ни разу не был разочарован.