Ок. 5000 - 3600 до н. э. Первый додинастический период в Египте (др.-египетское самоназвание Та-Кемет = «чёрный»). Возникают Файюмская, Бадарийская, Тасийская и Амратская (Накада I) культуры. Начало разложения родоплеменных отношений. В долине Нила постепенно развивается ирригационное земледелие. Египтяне осваивают гончарное дело и ткачество, несколько позже - обработку меди и других металлов.
Ок. 3600 - 3120 до н. э. Второй додинастический период в Египте. Культура Герзе (Накада II). Сложилась имущественная дифференциация. Возникновение номовых государств.
Красная керамика с черными краями
Красно-черная глиняная посуда, сделанная из нильской глины, известна с периода бадарийской культуры, и прежде всего с периода Накады I и начала Накады II. Этот двухцветный эффект, сделан при помощи специального метода обжига и очень характерный для работ того периода.Данный экземпляр украшен насечками в виде газелей, антилоп Бейза и охотничьих собак. Он вероятно использовался для поддержки покойного в его загробной жизни.
Кувшин с изображением лица
Изготовление каменных сосудов было одним из главных ремесел в додинастические и протодинастические периоды. Первой стадией было изготовление из каменного блока приблизительной формы намеченного сосуда. Внутреннюю поверхность выделывали при помощи кремния, а внешняя сторона тщательно обрабатывалась и полировалась. Брюссельский сосуд отличается наличием двух глаз и носа, представляя собою человеческое лицо, а так же конусовидной ножкой. Образцы подобного типа очень редки и их обычно находят в погребениях. С практической точки зрения можно предположить, что эти сосуды выполняли функцию по защите покойного в будущей жизни.
Женская фигура с поднятыми руками
Женские статуэтки этого типа, сделанные из нильской глины, являются наиболее древними скульптурами в египетском искусстве. Их форма чрезвычайно схематизирована, и их головы имеют тенденцию напоминать птичьи. Руки подняты над головой, с ладонями, повернутыми вовнутрь, верхняя часть тела немного наклонена вперед. Их функция в погребении не вполне понятна; они могут быть птицеголовыми божествами, богинями плодородия, спутницами покойного, плакальщицами на похоронах или даже танцовщицами.
Кувшин с изображением кораблей и птиц
Сосуд имеет стройную форму с плоским основанием и лепными ручками. Сосуд сделан из светлой глины. Две цилиндрических ручки устроены так, чтобы сосуд при помощи веревочки можно было одеть на шею. На его поверхность нанесена роспись в красновато-коричневом исполнении. В нижней половине изображены фламинго, между ручками - изображения кораблей. Эти живописные рисунки с подобной цветовой гаммой и выбором изображения были очень важны для развития египетского двумерного искусства. Небольшой размер этого сосуда предполагает, что он был предназначен для хранения драгоценных жидкостей, помещенных в погребение для использования покойным в его потустороннем существовании.
Черно-красная посуда
Черно-красная глиняная посуда приняла широкое разнообразие форм в течение доисторического периода. Этот кувшин - хороший образец, с вывернутой горловиной и устойчивой основой. Такие кувшины высушивались на солнце и тщательно полировались. Их красный цвет получался после обжига, в то время как их черный цвет был получен коксованием.
Декоративная керамика
Начиная с середины периода Накады II, египтяне использовали известковую глину для изготовления декоративной глиняной посуды. Глина добывалась в пустыне и позволяла создавать более прочные вещи. Глиняную посуду отличает фиолетово-черное художественное исполнение и введение новых изобразительных мотивов: земледелие, женщины с поднятыми руками, как на приведенной выше статуэтке, животные и растения. Фигуры помещены в пейзаж, в котором вода и горы играют существенную роль.
Кувшин
Окрашенный в фиолетовый цвет сосуд из глины с ручками для шнурка. Художественный стиль традиционен для предметов, помещенных в погребения знати в течение периода Накады II. Этот образец был выкопан в Гераклеополис, который тогда развивался из ряда маленьких поселений в один из самых важных городов Верхнего Египта.
Кувшин с черными линиями
Сосуд с характерным художественным оформлением выглядит так, словно только что взят из магазина. Этот роскошный образец был частью погребального набора и содержал органические вещества. Согласно некоторым авторам, происхождение подобные сосуды ведут из Палестины и использовались, чтобы переносить масло.
Палетка в виде рыбы
Форма этой палетки воспроизводит рыбу тиляпию - выпуклый вздернутый рот, жаберная крышка, длинный спинной и хвостовые плавники. Глаза были инкрустированы костью, которая ныне утрачена. Верхняя половина была украшена. В середине - узорчатая окалина окружает зачищенную область.По краям - изображения животных, которые живут на болотах. Справа - рыба, аист и крокодил, слева - гусь с двумя гусятами. Все - типичные обитатели дельты Нила, где эта вещь и была изготовлена.
Декоративная ваза
Эта шарообразная ваза, является самой интересным образцом додинастической эпохи из тех, что мы знаем. Она представляет собой очень гармоничное художественное решение из геометрических и человеческих фигур. Сцены, изображенные на вазе, интерпретируются как сцены охоты или выпаса скота, в зависимости от того, как каждый идентифицирует козлов и антилоп.
Маленькая игорная доска
Этот игорный стол найден при раскопках кладбища эль-Махасна - самый старый из известных образцов игры под названием 'сенет'. Объект - скорее всего погребальная модель и никогда не использовалась на самом деле.
Двойной кувшин
Двойные кувшины подобной, очень специфической формы из красной полированной керамики встречаются только в период Накады. Функция этого редкого типа кувшинов не установлена. Возможно, они связаны с какими-либо ритуальными требованиями.
Кувшин
Кувшин для транспортировки, привезенный из Леванта. Подобные кувшины, датируемые концом четвертого тысячелетия до н.э подтверждают значительный товарооборот между Египтом и Передней Азией в те времена. В таких кувшинах обычно перевозили масло.
Кулон и бусы
Бусинки и кулон из вещей, найденных в детской могиле периода Накады, в начале четвертого тысячелетия до н.э. Ребенок носил медный браслет на левом запястье, стеатитовые бусы и кулон из сердолика на шее. Возле тела была найдена полетка в форме рыбы.
Красная полированная керамика с рисунком.
Красная полированная керамика периода Накады часто имеет геометрический рисунок, в то время как сценки на ней встречается намного реже. Восемь человек, скорее всего, мужчин, изображают сцену, которую крайне трудно идентифицировать. Возможно, это традиционная сцена победы, а люди, попарно связанные, вероятно, поверженные враги.
Кулон-амулет
Кулон-амулет создан в виде корабля с птичьими головами. Глаза птиц инкрустированы костью.
Топор
Маленький полированный топор с заостренным лезвием и следами от ударов.