Когда Гренфелл и Хант в 1895 году приступили к раскопкам в Файюме, они даже не думали, что прославятся на весь мир. Но именно они сделали выдающееся для всем мировой культуры открытие - они обнаружили, что в греко-римских захоронениях Фаюма мумии были завернуты в куски использованного папируса. Изучив эти документы, они обнаружили совершенно уникальные фрагменты работ классических авторов.Таким образом в мир вернулись неизвестные ранее работы Аристотеля, Софокла, Менандра и многих других. Во время раскопок были так же обнаружены так называемые "портреты из Файюма". Римские колонисты сравнительно быстро впитали местные верования и стали хоронить своих мертвецов в египетском стиле. Но в отличие от коренных жителей, вместо традиционных масок, они делали портреты умерших. Примерно так же, как нынче ставят на памятники фотографии ушедших. Ниже представлена часть подобных портретов.
Женский портрет
Дощечка с изображением лица молодой женщины, немного повернутым направо..Волосы у нее собраны в пучок. Она носит сережки из жемчуга и ожерелье из темных камней; клавус хитона мы видим выше ее правого плеча; левое плечо покрыто плащом.
Женщина с бледным лицом
Этот портрет изображает женщину с бледным лицом. Она одета в фиолетового цвета одежды, и ее темные, вьющиеся волосы зачесаны на лоб и закрывают верхнию часть ушей. Она носит имеющий форму полумесяца кулон и сережки с жемчугом. По стилю портрета можно определить, что это было нарисовано в первом столетии нашей эры.
Портрет девочки
Этот портрет был найден на мумии маленькой девочки, чью мать звали Демос. Есть отдельный портрет Демос в собрании погребальных портретов из Файюма. Ребенок изображается с грустным лицом, короткими волосами и карими глазами. Поверх ее платья - ожерелье из кулонов, имеющих форму полумесяца.. Подобные украшения ассоциировались с изобилием. Стиль живописи указывает, что этот портрет был нарисован в течение правления императора Домициана (A.D. 81-96).
Портрет седого человека
Этот портрет изображает седого человека, одетого в белую одежду с фиолетовой полосой. У мужчины седая борода и лысая макушка..У него несколько длинные уши; карие глаза имеют черные зрачки. Стиль живописи позволяет нам определить, что этот портрет написан во втором столетие нашей эры.
Портрет девушки с диадемой
Этот портрет, выполненный на деревянной доске, изображает молодую девушку, носящую золотую диадему в форме ветви. У нее на шее весит на цепочке золотой кулон.. Ее длинные вьющиеся волосы зачесаны, рот выглядит детским.. Как обычно на портретах этого периода, ее глаза имеют грустное выражение.
Портрет молодой женщины
На портрете молодая женщина в фиолетовом платье; ее золотые сережки украшены жемчугом, и цепочка на шее отбрасывает тень на ее кожу. Волосы зачесаны. У нее овальное лицо, толстые кривые брови и большие печальные карие глаза. Стиль портрета и форма сережек указывает, что портрет был сделан во времена правления Антония Пия (середина второго столетия нашей эры).
Портрет мужчины
Портрет человека в стиле портретов из Файюма, он сделан в стиле, напоминающим византийский, но несмотря на это, детали атрибутируют его временем между серединой второго столетия и начала четвертого столетия нашей эры. Время определено по его прекрасным линиям и контрастирующим цветам, однако, техника живописи темперными красками, которая использовалась при создании этого портрета, не могла дать впечатление объемного изображения впечатление, которое обычно является результатом использования восковых красок.
Портрет мужчины
Этот портрет изображает молодого человека в анфас. Он носит простую тунику с декоративными полосами. У него короткая борода и усы, а его волосы изображены в завитках. Другие замечательные особенности - его густые брови и длинный нос, которые придают ощущение индивидуальности портрету, несмотря на его обычное выполнение. Примерно четвертый век нашей эры
Портрет женщины
Портрет женщины
Портрет римского периода с изображением этой женщины - редкий пример исключительно красивого портрета, совершенно неповрежденного. На нем изображена молодая женщина с сережками и прической, типичной для конца первого столетия нашей эры.
Погребальная маска
Гипсовая маска с точно переданными щеками и ртом, а так же продуманно нарисованными деталями, типа ресниц и ноздрей. Маска повреждена в верхней части.. Стиль типичен для провинциальных кладбищ в Египте во время первых лет римского правления.
Энкаустический портрет юноши
Другой портрет в подобной манере, вероятно нарисованный тем же самым художником, был найден на мумии женщины от того же самого участка (теперь находится в Эдинбурге).
Портрет юноши
Реалистический портрет молодого человека, нарисованный на деревянной доске, относится к "портретам из Файюма". Созданный в римский период, портрет покойного был нарисован на дощечках, которые были вставлены в бинты мумии; они заменяли традиционную маску.. Портреты были сделаны в энкаустической манере, то есть, воском, смешанный с краскакми. Первоначально греческая техника,она превратилась в традиционно римскую и стала очень популярной среди египтян с 2-ого столетия нашей эры. ПОртрет, хранящийся ныне в Брюсселе изображает юношу с несколько печальным взглядом, одетого в белый 'химэйн' (предмет одежды без рукавов).
Поврежденный портрет
Это дощечка была частью мумии, которая была найдена в течение раскопок В.Ф. Петри в Хоаре. Мумию в 1970 году использовали для экспертизы, поэтому она больше не существует. Вероятно 2-ой век нашего времени.