Жизнь Филиппо Томмазо Маринетти, основателя футуризма между двумя поездками в Россию

Jul 17, 2018 07:01


Осенью 1908 года в Милане случилась судьбоносная автомобильная авария. Пытаясь объехать двух занявших проезжую часть велосипедистов и не справившись с управлением своего Bugatti, поэт и миллионер Филиппо Томмазо Маринетти оказался в грязной сточной канаве.
Через пару часов, в автомастерской, наблюдая, как автомеханик приводит в чувства его «железную акулу», Маринетти испытал нечто вроде просветления. Вернувшись на свою лакшери-виллу, он тут же набросал текст, который стал первым программным документом общественно-артистического движения под названием «футуризм».
Маринетти отослал первый «Манифест футуризма» в Париж, своему приятелю из влиятельной французской газеты Le Figaro. 20 февраля 1909 года манифест был опубликован в Le Figaro на первой полосе. В том же году Маринетти исполнилось 33 года.
Кроме Парижа, он нигде больше и не мог рассчитывать на адекватное восприятие своих революционных футуристических деклараций. Ведь в Италии, где великое прошлое возведено в ранг общенационального культа, где половина населения буквально кормится культурным наследием, где целые города превращены в музеи, где в угоду туристам взлелеяны вымирающие обычаи вроде карнавалов и прогулок на гондолах, - в такой стране могли и на части разорвать того, кто дерзнул бы выкрикнуть:
«Мы учреждаем сегодня футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьёвщиков. Мы намереваемся освободить её от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают её».
Вирус футуризма сделал крюк и вернулся в Италию в некоторой степени окультуренным. Определённый амортизирующий эффект это возымело, но всё равно манифест, по выражению самого Маринетти, «бешеной пулей просвистел над всей литературой».
«Пусть же они придут, весёлые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!»
Любая драка, любая война, по Маринетти, есть признак здоровья. «Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть», - писал он в «Манифесте».
С войны началось его восхождение. С агрессии и неприятия публикой. И это было закономерно для поэта, который считал, что «искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью».
В 1911 году с началом итало-турецкой войны Маринетти едет на фронт, в Ливию. Работает там корреспондентом французской газеты (впоследствии его военные репортажи будут собраны и опубликованы в книжке под названием «Битва при Триполи»).
Футуристы прославляют отечественный милитаризм и яростно выступают за войну с Австрией с целью достижения Италией полного господства в бассейне Адриатического моря. Футуристические журналы приобретают всё более отчётливый политический окрас.
После войны политический футуризм оформляется в полноценную организацию - «Политическую партию футуристов» (с Маринетти во главе). А вскоре Маринетти вступает в фашистскую партию. Он переехал из Милана в Рим, чтобы быть поближе к эпицентру событий, а в 1922 году, после прихода Муссолини к власти, посвятил ему статью «Итальянская империя - в кулаке лучшего, наиспособнейшего из итальянцев!». А в 1929 году принял предложение Муссолини войти в состав Академии наук, хотя всем сердцем презирал академиков.
источник текста


1. 1914. Встреча Маринетти (Х) на Александровском вокзале



2. 1920-е. Маринетти читает футуристические стихи в аристократическом салоне



3. 1924. Фортунато Деперо, Маринетти и Франческо Канджулло в футуристических жилетах. 14 января



4. Болонья. Филиппо Томмазо Маринетти с Тато (в центре) и Анджело Кавиглиони



5. 1926. Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти отправляются в Южную Америку



6. 1926. Буэнос Айрес. Маринетти выступает перед публикой



7. 1926. Буэнос Айрес. Маринетти выступает перед публикой



8. 1926. Мендоса, Аргентина. Маринетти, стоящий в большой группе поклонников



9. 1926. Монтевидео, Уругвай. Маринетти с поклонниками



10. 1927. Модена. Филиппо Томмазо Маринетти вместе с группой молодых людей



11. 1927. Париж. Сцена из спектакля Филиппо Томмазо Маринетти «Коктейль». Футуристические декорации Энрико Прамполини



12. Венеция. Филиппо Томмазо Маринетти, Бенедетта Каппа Маринетти и Бруно Г. Санзин с другими на художественной выставке



13. 2-я Генуэзская футуристская конвенция



14. 1927. Тунис. Маринетти выступает перед публикой



15. 1929. Маринетти в образе академика итальянской Академии наук



16. 1929. Академики Франческо Чилеа, Марчелло Пьячентини, Франческо Коппола, Армандо Бразини, Пьетро Масканьи, Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Джордано, Этторе Романьоли, Энрико Ферми



17. 1930. Бухарест, Румыния. Маринетти с «Футуристами Бухареста»



18. Белград. Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти с другими в Таверне Дарданелле



19. 1930-е. Маринетти и аэрохудожник-футурист Энрико Прамполини на Капри



20. 1930-е. Рим. Маринетти, Фолгоре, Прамполини, Деперо



21. 1930-е. Рим. Маринетти, Бенедетта Каппа Маринетти, Деперо (на оттоманке)



22. 1930-е. Филиппо Томмазо Маринетти и композитор футурист Альдо Джунтини



23. 1932. По случаю футуристической выставки в Триесте. Маринетти выступает на радио «Триест»



24. 1932. Виареджо. Маринетти с несколькими мужчинами на выставке



25. 1932. Выставка футуристов в Триесте



26. 1932. Презентация «Поваренной книги футуриста»



27. 1932. Рим. Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти в их квартире на Пьяцца Адриана



28. 1932. София, Болгария. Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти в группе встречающих



29. 1932. Триест. Маринетти с Бруно Г. Санзином (слева от Маринетти) и тремя неизвестными мужчинами



30. 1932. Филиппо Томмазо Маринетти и Бенедетта Каппа Маринетти в машине



31. 1934. Турин. Филиппо Томмазо Маринетти с семьёй на заводе Lingotto Fiat



32. 1934. Турин. Филиппо Томмазо Маринетти на Туринской книжной ярмарке.



33. 1934. Турин. Филиппо Томмазо Маринетти на Туринской книжной ярмарке



34. 1934. Футуристическая подготовка пищи



35. 1936. Неаполь. Филиппо Томмазо Маринетти отправляется в Эфиопию. Бенедетта Каппа Маринетти позади него



36. 1936. Филиппо Томмазо Маринетти выступает перед солдатами во время войны в Эфиопии



37. 1936. Филиппо Томмазо Маринетти и офицеры во время сражения в Пасс Уариэу (21 января)



38. 1936. Филиппо Томмазо Маринетти и пять офицеров



39. 1936. Маринетти с офицером и туземцами на открытии рынка Абби-Адди (Тембьен)



40. 1936. Маринетти с трубкозубом



41. 1936. Маринетти, Массимо Бонтемпелли и Луиджи Пиранделло присутствуют на провозглашении Италии империей. Рим



42. 1938. Болонья. Филиппо Томмазо Маринетти на литературной конференции



43. 1941. Маринетти в фашисткой униформе на вечере футуристов



44. 1942. Маринетти уезжает в Россию со станции Вероны. Июль



45. 1942. Филиппо Томмазо Маринетти читает в поезде вслух солдататам и медсестрам на пути в Россию. Август



46. 1942. Филиппо Томмазо Маринетти смотрит в окно



47. 1942. Филиппо Томмазо Маринетти с крестьянкой



48. 1942. В России. 11 сентября



49. 1942. Филиппо Томмазо Маринетти рядом с крестьянкой и ребенком. 11 сентября



50. 1942. Филиппо Томмазо Маринетти с офицерами и крестьянами


Италия, Россия, искусство, история, фото

Previous post Next post
Up