Would You Kill a Child?(1976)
режиссер Narciso Ibaсez Serrador
в ролях Lewis Fiander, Prunella Ransome, Antonio Iranzo, Miguel Narros, Marнa Luisa Arias, Marisa Porcel, Juan Cazalilla
Мне кажется, что в 1976 году этот вопрос еще звучал остро и провокационно. Под начальные титры режиссер на 14 минут запустил нам нарезку истязаний взрослыми детей в ХХ веке: немецкие концлагеря, война между Севером и Югом в Корее, вьетнамская война, Лаос, Кампучия, Африка. Затем мы оказываемся вместе с молодой супружеской парой в каком-то отдаленном приморском городке Испании. Они приехали сюда отдохнуть и, возможно, прикупить домик. Супруга ГГ на сносях и они собираются обосноваться в уютном, не шумном местечке. Не удовлетворившись местной фиестой, молодая пара решает съездить на небольшой остров неподалеку от побережья. Прибыв на место вместе с супругами, мы оказываемся в каком-то подобие "Унесенных призраками": город совершенно пуст, но магазины, рестораны открыты и гости решаются набрать еды, рассчитывая заплатить потом, когда появятся хозяева. Затарившись продуктами, они находят гостиницу, та тоже совершенно пуста. Это все тревожит, но не волнует: латиносы, каждый день праздник, чуть попозже наверняка появятся. Тем более, город все-таки не совсем мертв, несколько поодаль играют дети, не обращая никакого внимания на пришельцев. Так что все более-менее в норме, пока ГГ не решает подняться в номера и обнаруживает первые трупы.
Для нынешних знатоков жанра, видавших виды, разгадка вполне ясна: детки завалили родаков и соседей, а с какой целью это уже дело десятое. Наши же герои, наоборот, до последней минуты отказываются верить в такую возможность, что и приводит фильм к закономерному финалу.
Понятно, что начальная документальная нарезка приделана режиссером, чтобы отмазаться от испанской цензуры, по типу "мы все совершаем насилие над детьми, настало время, когда оно возвращается обратно".На самом деле, режиссер не настолько прост, как можно представить, в первой части ленты он разбросал столько намеков, что зритель понимает - режиссер лукавит, выдавая столь политкорректную мораль. Дети вполне могут стать убийцами без всякого насилия со стороны взрослых, да и случаев, когда убийство ребенка акт вполне легитимный, можно набрать немало, но тогда, повторюсь, подобная коллизия выглядела еще свежо.
Единственно, что помешало картине попасть в классику жанра, так это очень слабая проработка мотивации ГГ. Судите сами. ГГ оставляет свою беременную жену в фойе гостиницы и отправляется шарить по номерам, хотя обстановка вокруг далека от обычной. Найдя трупы, он не устремляется обратно к жене, как это было бы естественно, а продолжает свои исследования, а по возвращению совсем не торопится сообщать ей о своих открытиях, дабы не волновать. У них существовала пара возможностей убежать с острова, но мысль о бегстве не приходит им в голову до момента, когда делать это становится уже поздно. Ну, и так далее. Все это несколько снижает впечатление от просмотра, хотя смотреть любителям жанра разумеется стоит.
Going to Pieces: The Rise and Fall of the Slasher Film(2006)
Документалка. Вполне познавательная. Особенно по поводу того, как видят этот жанр сами творцы. Интересно, как четко проведен водораздел между мастером и ремесленником. Карпентер и Крейвен рассказывают о своих работах, как всего лишь об одном факте из своей фильмографии - Карпентеру успех "Хэлловина" приятен, но он мог бы поговорить и о других своих работах; Крейвен сразу же заявил, что его "Кошмар" совсем не слэшер и что большинство фильмов жанра полное говно. С другой стороны, все ремесленники, типа Зито и Каннигхема раздувают щеки словно Киса Воробьянинов и рассказывают о своих опусках все, вплоть до самых мелочей. Правда все они делают вид, что слэшер родился вдруг сам по себе, после выхода "Хэлловина". Да, конечно, в фильме говорят об итальянцах, о Баве, показывают фрагменты из "Залива Крови", но только для того, чтобы Каннингхем небрежно произнес, что сходство с его Пятницей совершенно случайное и, что просто "идеи носились в воздухе". На слово "джалло" наложено табу и введен хитрый эвфемизм: "спагетти-слэшер", таким образом подчеркивая подражательность итальянских оригиналов. Затем интересный вопрос ведущего: "откуда взялись в слэшерах столь традиционные способы убийства холодным оружием и любовь к субъективной камере". На этот вопрос Зито невразумительно порет какую-то хрень. Будь их воля, они бы уничтожили все копии итальянских оригиналов.