Traversée de Paris, La (1956)
режиссер Claude Autant-Lara
в ролях Jean Gabin Bourvil Louis de Funès
В 1943 году во Франции была немецкая оккупация, но все остальное совершенно отсутствовало. Некоторым было достаточно первого, но большинство, не проникнувшись новым порядком, консервативно продолжало тосковать о мыле, угле, хлебе и мясе. Если есть спрос, то за предложением дело не встанет, сколь опасной бы не была подобная деятельность.
"Черный рынок" правит Францией не менее прочно, чем фашисты, множество людей заняты в этом прибыльном бизнесе. Конечно, есть крутые дельцы, а есть просто люди на подхвате, выполняющие самую опасную работу за долю малую. Одним из таких низовых работников и является Марсель Мартен (Бурвиль), бывший таксист, а нынче аккордеонист на забое скота. Обычно, когда режут свиней, они визжат и привлекают внимание немецких патрулей и французской полиции. Чтобы заглушить визг, приглашают музыкантов. Вот и Марсель, отыграв на аккордеоне отходную хряку, получает свою скромную плату: свиные почки, которые и собирается попросить приготовить в одном из кафе возле дома. Хозяин свинобойни (Де Фюнес) делает ему предложение, от которого трудно отказаться, несмотря на всю опасность предприятия. Надо через весь Париж перенести в чемоданах порубленную свинину для крупного торговца. Работа опасная, ибо нести далеко, поздно вечером, когда на улице комендантский час и немецкие патрули. Случайная ссора с женой в кафе, вызывает знакомство Марселя с Гранджелем (Габен), который навязывает ему свое участие в ночном мероприятии. Уверенный в себе, нахрапистый новый компаньон рэкетом вымогает из персонажа Дю Финеса 5000 франков за работу, сумму в десять раз большую обещанной изначально. И вот, взяв чемоданы с мясом, они отправляются в путь навстречу опасностям ночного оккупированного Парижа. И эта ночь будет очень долгой...
Марсель Эме - замечательный французский писатель, чем ироничный взгляд не однократно весьма не деликатно касался темы оккупации и сопротивления. Глянцевая история Сопротивления, созданная французами с целью залатать свое утраченное национальное достоинство, действует на Эме как красная тряпка на быка. В его произведениях нет однозначных персонажей. Положительный к финалу окажется не столь добродетельным, сколь казался по началу, а вызывающий раздражение в начале картины станет вызывать симпатию к ее окончанию. Через пару лет по произведению Эме снимут еще одну ленту на схожую тему - Chemin des écoliers, Le, где снова одного из главных персонажей сыграет Бурвиль в компании с Делоном и Вентурой. Надо отметить, что обе картины вышли на редкость замечательными. В ленте "Через Париж" дуэт Бурвиля и Габена работает слажено, как часы. Очень жалею, что до обидного мало смотрел фильмов с Бурвилем. Раньше я считал его хорошим актером второго плана, но вот уже несколько лент подряд я с удовольствием посмотрел его в главных ролях. На самом деле, Бурвиля можно смело внести в пятерку лучших актеров французского кино. Про Габена ничего не пишу, ибо любая похвала будет простым повтором того, что я писал про него в прошлых обзорах.