Режиссёр: J. Lee Thompson
В ролях: Deborah Kerr (Catherine de Montfaucon), David Niven (Philippe de Montfaucon), Donald Pleasence (Pere Dominic), Edward Mulhare (Jean-Claude Ibert), Flora Robson (Countess Estell), Emlyn Williams (Alain de Montfaucon), Sharon Tate (Odile de Caray), David Hemmings (Christian de Caray), John Le Mesurier (Dr. Monnet)
То, что при просмотре этой ленты в голову приходит "Плетеный человек", является общим местом у тех, кто видел оба фильма. И это несмотря на то, что фильмы по духу довольно-таки отличаются друг от друга. Надо сразу отметить, что Томпсон к тому времени уже перебрался в Америку и на исторической родине появлялся набегами. Несмотря на то, что в основном он известен своими американскими лентами, мне он нравится как раз своими ранними фильмами. "Тигровая бухта", "Трудный путь в Александрию" - прекрасные образцы британского кино с отличной сюжетной основой и хорошо прописанными характерами. "Око дьявола" пусть и выросшее на британской почве несет в себе все черты его фильмов американского периода.
Фильм притягивает актерским составом. Редкое современное кино может похвастаться столь ярким букетом имен собранным в одном проекте. Главные роли распределены между Деборой Керр и Дэвидом Нивеном, которого, если память мне не изменяет, в данном жанре до сего времени я не наблюдал (если не считать комедию "Старый кровосос", где Дэвид сыграл престарелого вампира, но там все не всерьез). По фильму они супружеская пара, его персонаж из древнего рода, чьи предки тысячу лет владели замком Белленак. Действие начинается в момент, когда к нему приезжает посланник из замка с известием об угрозе полной гибели урожая в знаменитых виноградниках принадлежащих маркизу из-за последствий засушливого лета. Филипп (так зовут персонажа Нивена) тут же собирается в дорогу, прощается (излишне трагично) с супругой и заклинает ее не ехать с детьми за ним в замок, пока он на то не даст ей согласия телеграммой. Женщина, разумеется, руководствуясь своей женской логикой, тут же поступает наперекор приказу мужа и, забрав детей, устремляется следом. Надо отметить сразу, героиня Деборы не умна и актриса акцентирует данный факт всеми доступными способами. Как можно догадаться по последующим событиям здравый рассудок не самое сильное место маркизы, она управляема исключительно чувствами, в котором привязанность к супругу (подсознательно воспринимаемому как стержень всей ее жизни) перевешивает трезвость ума и элементарную заботу о детях. Приехав незваной гостьей в Белленак, она попадает в атмосферу всеобщего заговора, темных древних культов и ритуалов, берущих свое начало еще в дохристианскую эпоху.
В отличие от "Плетеного человека", где секта язычников заставляет набожного христианина использовать его веру для благоприятного исполнения местного языческого ритуала, здесь Дебора Керр всего лишь докучливый наблюдатель древних мистерий, истинный смысл которых доходит до нее лишь, когда полученное знание уже поздно использовать. В замке она встречает харизматического священнослужителя (Дональд Плезенс прекрасен и зловещ) и двух его не менее зловещих подручных (здесь чудесны демонический блондин Дэвид Хэммингс и появившаяся впервые на экране Шарон Тэйт).
Фильм стал бы классикой, если режиссер больше времени уделил проработке характеров, добился большей ясности в сюжете и убрал вклинивающийся раздражающими фрагментами в неспешное повествование экспрессивный чисто американский монтаж. Но в целом фильм оставляет по себе приятное впечатление (в первую очередь в этом заслуга актеров), а с учетом того, что следующей его постановкой стала пользующаяся незаслуженной популярностью бестолковая постановка "Золото Макенны", то данное кино вполне можно вносить в топ-5 данного режиссера.