Императорская яхта «Штандарт»

Jul 06, 2012 02:54

Яхта «Штандарт» (в 1917-1936 «18 марта», в 1936-1948 «Марти», с 1948 «Ока») - судно Балтийского Флота. Было заложено 1 октября 1893 года как императорская яхта на датской верфи «Бурмейстер и Вайн» по указу Александра III. Было любимым судном императора. В 1933-1936 годах было переоборудовано в минный заградитель.
Общий вид императорской яхты «Штандарт»



Название «Штандарт» было дано в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Данное имя было дано нескольким кораблям Русского Флота до 1917 года - последним из них была данная яхта.
Вид части палубы




29 августа 1893 года Александр III вместе с императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем Александровичем прибыли на корабле «Полярная звезда» в Копенгаген. После этого состоялась торжественная церемония закладки «Штандарта».
Спущен на воду 21 марта 1895 года. 8 сентября 1896 года «Штандарт», не завершив ходовые испытания, принял на борт Николая II и императрицу Александру Фёдоровну, после этого в сопровождении яхты «Полярная звезда» - ушел в Англию. Начиная с этого похода, началась двадцатилетняя служба «Штандарта».
Рубка и капитанский мостик


«Штандарт» имел 3 мачты, водоизмещение 5480 тонн, длину 128 м, ширину 15,8 м, осадку 6,6 м, проектную скорость 22 узла, 24 котла и 2 винта. Экипаж 373 человека. Острый клиперштевень «Штандарта» украшала золоченая носовая фигура как бы летящего двуглавого орла.
Часовой матрос на палубе у штурвала в кормовой части


Для отделки императорских покоев применялось гораздо меньше различных ценных пород дерева в отличие от «Полярной звезды». Императорские покои отделывались деревом вишни и ореха, а стены в императорских жилых каютах облицовывались тисненой кожей или обтягивались кретоном. Помещения вдовствующей императрицы и великих князей и княжон - березой, столовой - ясенем, а коридоров - дубом, клёном под птичий глаз и белым буком. По особому указу Николая II - золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа использовались дуб и сосна, окрашенные белой краской.
Общий вид кают-компании для личного состава


В кормовой части верхней палубы, традиционно для царских яхт, размещалась большая рубка. В ней находились столовая для официальных приемов, рабочий кабинет и приемная императора. В носовой части верхней палубы, перед первой трубой, располагались штурманская рубка, две рубки для начальствующего состава, над ними - ходовой мостик с рулевой рубкой.
Вид части одной из кают


На главной палубе (над машинным отделением) находились императорские каюты. Каждый блок кают императора, императрицы и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.
Вид части одного из салонов


На этой же палубе размещались столовая, салон, каюты великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На нижней палубе находились каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, кубрики экипажа и душевые кабины. На этой же палубе размещались радиорубка, выгородки динамо-машин, мастерские и некоторые кладовые.


Ниже этой палубы, в носовой части яхты, находились грузовой трюм и пороховой погреб, а в кормовой - рефрижераторы для скоропортящейся провизии. Следует отметить, что для обслуживающего персонала и команды были созданы значительно лучшие условия обитания, чем на предыдущих яхтах
Уголок салона и двери, ведущие в кабинет и библиотеку


Вид части одного из кабинетов


Вид части столовой для пассажиров яхты


Вид спальни, в которой установлена детская кроватка, для пассажиров яхты


Вид галереи на нижний палубе


Вид части иконостаса, расположенного в галереи


Вид части кают-компании для личного состава яхты


Общий вид кают-компании для личного состава яхты


Вид части камбуза


Вид части машинного отделение яхты


Летом 1897 года новую императорскую яхту с кратковременными визитами посетили в Кронштадте: сиамский король, император Германии и президент Французской республики.
Прибытие короля Швеции на яхту Штандарт. Виролахти.


В дальнейшем при посещениях России главами иностранных государств Николай II неоднократно принимал их на борту «Штандарта». На нём дважды побывал Вильгельм II: в июле 1902 года во время маневров учебного артиллерийского отряда Балтийского флота, а потом в июне 1912 года, когда он приходил на яхте «Hohen-zollern» на закладку в Ревеле нового порта Петра Великого.
Немецкий и русский императоры на борту яхты "Штандарт"




В августе того же 1912 года Николай II принимал на «Штандарте» и вел дипломатические переговоры с премьер-министром Франции Раймоном Пуанкаре
Офицеры в машинном отделении яхты


Вид носовой части яхты «Штандарт»


В 1917 году команда яхты принимала участие сначала в Февральской, а затем и в Октябрьской революции. На борту судна размещался центральный революционный орган моряков-балтийцев - Центробалт.
Весной 1918 года «Штандарт» участвовал в «Ледовом походе»: тяжелых ледовых условиях корабль совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В 1917 году переименован в «18 марта». Стоял на хранении.
В 1933-1936 годах на заводе им. Марти (Ленинград) переоборудован в минный заградитель и назван «Марти». На судно были установлены новейшие устройства для постановки 320 мин, мощное артиллерийское вооружение (четыре 130-мм орудия главного калибра, семь 76,2-мм универсальных орудий, три 45-мм зенитные пушки и два спаренных пулемета). Были установлены новые паровые машины, обеспечивавшие скорость хода свыше 14 узлов и дальность плавания до 2300 миль.
Минный заградитель «Марти», 1942 год (создан путём реконструкции бывшей императорской яхты «Штандарт»).


В 1938 году корабль стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. В 1939 году корабль выполнил постановку мин у побережья Финляндии, за что получил благодарность Военного совета Балтийского флота. Летом 1941 года экипаж «Марти» добился завоевал переходящее Красное знамя Наркомата Военно-Морского Флота.
Первую боевую задачу получил 23 июня 1941 года, а 25 июня при выполнении боевого задания заградителем была потоплена первая подводная лодка противника.
Минный заградитель "Марти" и линейный корабль "Октябрьская Революция" на Таллинском рейде, 1940 год


В начале ноября 1941 минный заградитель в составе отряда под командованием вице-адмирала В. П. Дрозда принял участие в эвакуации защитников полуострова Ханко. Несмотря на повреждения, полученные при подрыве на мине, «Марти» принял на борт и вывез в Кронштадт 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, снаряды и продовольствие и ещё около 800 т груза.
Участвовал в огневой поддержке сухопутных частей.
3 апреля 1942 года одним из первых на флоте удостоен звания гвардейского.
В 1948 сменил название на «Ока», переоборудован в плавказарму, а в 1961 году - в плавучую мишень для ракетных стрельб. Разобран на металл в середине 60х годов
Императорская яхта «Штандарт» (1893-1961) На рейде Ялты , 1898 год.


Цесаревич Алексей на палубе Императорской яхты "Штандарт". Финляндия. 1906 год


Императорская семья на палубе яхты "Штандарт". На руках у дядьки Цесаревич Алексей. Финляндия. 1906 год


Фотография царевича Алексея Николаевича России с матросами на императорской яхте «Штандарт» в 1908 году


Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1909 год.


Император Николай II посещает Ригу в 1910 году.


Оркестр Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года.


Императорская яхта «Штандарт» В Севастополе , 1914 год.


Николай II проводит смотр линейным кораблям-додредноутам Черноморского флота с мостика императорской яхты «Штандарт» 2 июня 1914 года


Императорская яхта «Штандарт» В Ялте .


Императорская яхта «Штандарт»


Яхта "Штандарт" в Тулоне


Машинное отделение


Государь беседует с адмиралом Арсеньевым на палубе яхты Штандарт. Виролахти.


Императорская яхта "Штандарт"





Россия, история, фото

Previous post Next post
Up