Желтороссия, которую мы потеряли. Часть 1. Дальний

Jul 01, 2012 23:08

Даля́нь (Дальний, кит. трад. 大連, упр. 大连, пиньинь: Dàlián; яп. - Дайрэн) - город в северо-восточной части Китая, порт в заливе Даляньвань Жёлтого моря на южной оконечности полуострова Ляодун - Квантунском полуострове. Второй по величине город провинции Ляонин. На западе примыкает к Бохайскому заливу и является частью формирующейся экономической зоны Бохайского кольца. Кроме того, является «воротами» для Северо-восточных провинций КНР. Длина береговой линии - 1 906 км (за исключением островов). Население - 6,2 млн человек.
План города Дальний



Под названием Дальний город основан русскими в 1898 году на месте китайского рыбацкого посёлка Циннива (青泥洼) на арендованной у Китая территории. Состоял из трёх частей: Административный городок, Европейский город, Китайский город.
Общий вид города


На строительство города Россия затратила 30 млн золотых рублей (около 11,5 млрд нынешних рублей). Строительство заняло около 7 лет. Своими архитектурно-планировочными достоинствами Дальний выделялся не только среди городов Китайско-Восточной железной дороги, но и, по мнениям российских специалистов того времени, среди новых городов России только он один был планирован и красиво, и интересно.
Управление портом и городом Дальним


По количеству населения быстро вышел в Маньчжурии на второе после Мукдена (Шэньяна) место. Хорошо по тому времени оборудованный и механизированный порт принимал океанские суда и в короткое время занял второе (после Шанхая) место по грузообороту на всём континентальном побережье от Охотского до Южно-Китайского моря.
Дом Главного Инженера


История города
В 1896 г. правительство России договорилось с Китаем о возможности прокладки железной дороги из Забайкалья в Приморье напрямую, минуя сибирские просторы. По договору русские строили дорогу и за это получали ее в последующую аренду на 85 лет. Дорога получила название КВЖД - Китайская восточная железная дорога. Право строить дорогу Китай предоставил русским в обмен на поддержку последними Китая в случае войны с Японией. В марте 1898 г. «Его величество император и самодержец всероссийский и Его величество император китайский, желая еще более скрепить существующие между обеими империями дружеские отношения» подписали конвенцию, по которой Китай дополнительно к КВЖД передавал России в аренду Люйшунь и Даляньвань, а также разрешал построить ветку КВЖД от Харбина к этим портам. Люйшунь и Даляньвань передавались российскому правительству в полное и исключительное пользование на 25 лет. Император России Николай II написал по этому поводу: «Это так хорошо, что даже не верится». Согласно конвенции, военное и гражданское управление портами полностью осуществлялось российской стороной.
Городская церковь


16 марта 1898 г. все китайские солдаты ушли из Люйшуня и Даляньваня. На их место пришли российские казаки и артиллеристы. На Золотой горе Люйшуня подняли русский флаг и эскадра кораблей произвела салют, ознаменовав занятие порта. В тот же день десант в 160 человек при трех орудиях был высажен в Даляньване. Почти все китайское население покинуло город. Люйшунь вновь стал Порт-Артуром, а Даляньвань получил более созвучное русскому уху наименование - Дальний. Так началась «русская» эпоха нынешнего Даляня, продолжавшаяся девять лет.
Инженерный проспект


В 1898 г. в Китае вспыхнуло Боксерское восстание, свое название получившее от изображения кулака на флаге повстанцев. Восставшие крестьяне были недовольны засильем иностранцев в Китае и свое недовольство вылили на строящиеся «заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы и европейские дома. «Огненные телеги (паровозы) беспокоят дракона земли», - считали крестьяне и принялись разрушать русскую ветку, ведущую к Дальнему. Появились жертвы и среди русских железнодорожников. Так, строитель КВЖД, инженер Верховский, решил пробиваться в Порт-Артур, но был захвачен повстанцами; его отрубленную голову вывесили на воротах города Ляояна. Для борьбы с повстанцами вокруг Дальнего и Порт-Артура было сосредоточено 23 000 российских солдат. В обоих городах было объявлено военное положение. Борьба закончилась победой русских в 1901 г., а захваченные у китайцев пушки впоследствии стали использоваться для обороны Дальнего во время русско-японской войны.
Административная площадь


В 1901 г. Порт-Артур уже представлял собой находящуюся в котловине гор крепость, разделенную речкой Дракона на две части: Новый и Старый город. Новый город был местом проживания русских военных и напоминал Кронштадт. Здесь проходила улица Пушкинская, издавалась газета и возвышались здания знаменитых магазинов Чурина и Кунста и Альбертса. В Старом городе в одноэтажных глиняных домах проживала китайская часть населения. Для нужд флота было проведено углубление порта, построен судостроительный завод, на котором вскоре начали собирать миноносцы.
Без названия


Развивался и Далянь. Русские построили центральную площадь, вокруг которой стали строиться первые крупные каменные дома, разбили красивый парк. Был образован порт, и в 1903 г. началась работа судо- и паровозостроительных заводов.
Больница


В 1903 г. образованная из Дальнего и Порт-Артура с прилегающими территориями Квантунская область административно вошла в состав Дальневосточного наместничества России.
Промежуточная улица


Одновременно с портами строилась и 950-километровая южная ветка КВЖД (ЮМЖД). Пришлось построить и 500 мостов. Ветка стала работать раньше, чем основная трасса. Как вспоминал начальник ЮМЖД Феофил Гиршман: «Я горжусь тем, что мне удалось побить железнодорожный рекорд на быстроту постройки. В этой полудикой стране, в которой все материалы приходилось перевозить извне, мы проложили 550 верст за 13 месяцев». С постройкой КВЖД основной импортный товар - чай - пошел в Россию через порт Дальний. В 1903 г. из Москвы в Дальний уже ходили 4 роскошных поезда, преодолевавших расстояние между этими пунктами за 16 суток.
Без названия


В Порт-Артуре находилось управление созданного пароходства КВЖД. Это было одно из крупнейших пароходств России, владевших 20 океаническими пароходами. Пароходство, например, осуществляло 59 рейсов в год из Порт-Артура во Владивосток
Угловой проспект


К 1904 г. вложения России в Порт-Артур, Дальний и флот КВЖД составляло 1/10 всех вложений России в северный Китай. А вместе с ЮМЖД это составляло почти 1/5 российских инвестиций. Порт-Артур стал главной базой Тихоокеанского флота России, а в крепости разместилась 21 батарея из 116 орудий. В 1904 г. здесь уже проживало 15 тысяч русских и 35 тысяч китайцев.
Временный китайский базар


Дальний и Порт-Артур постоянно развивались и модернизировались. Последний должны были окончательно достроить в 1909 году, но развитию порта помешала начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война, в результате которой Россия на 40 лет потеряла ЮМЖД, военно-морскую базу Порт-Артур и торговый порт Дальний.
Здание русско-китайского банка


Его развитие продолжалось японцами по планам российских инженеров. В августе 1945 года город был освобожден советскими войсками. В 1945-1950 годах в статусе свободного китайского порта, арендованного СССР. В 1950 году безвозмездно передан правительством СССР Китаю.
Гостиница "Дальний"


С получением от России прав на Дальний и Порт-Артур в 1905 г. Япония первым же делом переименовала их в Дайрен и Редзюн, что соответствовало японскому произношению китайских названий Далянь и Люйшунь.
Почтовая контора


Японцы начали активно осваивать захваченные города. Как писала в 1909 г. газета «Восточное обозрение»: «Японцы приводили в такое образцовое состояние Дайрен и Порт-Артур, на которое следовало бы обратить внимание русскому правительству: улицы мостятся, водопровод и электричество проводятся, строятся трамвайные линии, для которых вагоны выписаны из Франции». Тогда же началось расширение морского порта, промышленных предприятий, жилых домов.
Постройка малого дока


В Дайрене начали возводиться жилые дома для прибывающих туда японцев, строились и европейцы. В 1907 г. Дайрен уже стал основным портом вывоза главного продукта северо-восточного Китая - сои - в Европу. Через Дайрен проходило 90 % маньчжурского экспорта и импорта!
Постройка электрической станции


В 20-х годах, по словам русского путешественника, «город с моря выглядел большим и импозантным». При японцах Дайрен превратился в спокойный провинциальный город с известным курортным пригородом - Хасигаура.
Центральная электрическая станция


В 1923 г. права на территорию, занятую японцами у России, закончились, но Япония отказалась вернуть Дайрен и Редзюн Китаю, который, раздираемый гражданской войной, противодействовать японскому решению не мог.
Вид на рабочую гавань


В 1932 г. ряд китайских политических деятелей по инициативе Японии и при ее прямой экономической и военной помощи объявил об отделении от Китая трех северо-восточных провинций и о создании на их территории независимого государства Маньчжоуго. Во главе нового образования японцы поставили последнего императора Китая Сюаньтуна, свергнутого еще в 1911 г. Новый император, получивший имя Пу И, будучи буддистом, запретил убивать мух в своем новом дворце. Столицей Маньчжоуго был объявлен нынешний город Чанчунь, а территория, на которой располагались Дайрен и Редзюн, также вошла в состав Маньчжоуго, у которого теперь Япония и стала арендовать эти два города.
Московская площадь


В связи с тем, что Дайрен был объявлен японцами беспошлинным портом, город в 1935 г. стал одним из самых дешевых для проживания городов мира.
Общий вид на портовые сооружения


В 1940 г. население Дайрена составило круглую цифру - 555 555 человек. По числу жителей Дайрен уступал только Харбину и Шэньяну.
Китайская конюшня


В Дайрене базировались такие крупные японские предприятия, как концерн «Мантецу», владевший ЮМЖД, «Манге», управлявший машиностроительным и автомобильным заводами, «Данге», управлявший 3-й по величине электростанцией на севере Китая. Всего в Дайрене уже работало более 20 крупных предприятий, включая морские доки, паровозоремонтный и цементный заводы.
Московский проспект


Судостроительный и судоремонтный завод Дайрена стал одним из крупнейших заводов в Азии, обслуживающих суда до 12 000 тонн. Дайрен стал всемирно известным портом, и здесь открылось консульство СССР.
Без названия


Вся территория вокруг Дайрена и Редзюна представляла залитые водой поля без растений. Это были соляные промыслы.
Через систему шлюзов площади заполнялись небольшим слоем морской воды, которая под лучами жаркого летнего и осеннего солнца испарялась и оставляла соль. Соль из Дайрена снабжала всю рыбную промышленность как Маньчжурии, так и Японии.
Проспект Корбедвы


С началом войны на Тихом океане в 1941 г. Дайрен стал подвергаться регулярным бомбежкам американских Б-25. В Дайрене зародился и план покушения на Сталина.
Общий вид на административный городок


В 1938 г., спасаясь от репрессий, из Хабаровска в Китай бежал начальник управления НКВД Дальнего Востока Генрих Люшков. Попав на территорию Маньчжоуго, он согласился работать у японцев и предложил им план убийства Сталина. Тайная диверсионная операция под кодовым названием «Медведь» была подготовлена при участии шести белогвардейцев из «Союза русских патриотов». Была поставлена цель уничтожить Сталина в одной из его резиденций. На курорте в Мацесте Сталин принимал лечебные ванны и во время процедур оставался в комнате один. Тут его и должны были убить. Однако в начале 1939 г. во время перехода турецко-советской границы по террористической группе был открыт пулеметный огонь, в результате чего трое были убиты, остальные бежали. О планах террористов сообщил советский агент Лео, также работавший в Дайрене. Впоследствии Люшков стал консультантом при штабе Квантунской армии в Дайрене и был убит в августе 1945 года начальником Дайренской военной миссии Японии, боявшимся, что Люшкова захватят русские. А через несколько дней Дайрен был освобожден вошедшими сюда частями Красной армии.
Без названия


На Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции в феврале 1945 г. СССР принял на себя обязательство после разгрома Германии начать войну с Японией при условии восстановления права России на интернациональный торговый порт Далянь, с обеспечением преимущества интересов СССР, и восстановления аренды на Порт-Артур как военно-морской базы СССР. Предполагалась также совместная эксплуатация с Китаем ветки ЮМЖД.
Уголок городского парка


К концу войны в Европе в Дайрене, Редзюне и Маньчжурии располагалась так называемая японская Квантунская армия, в основном дислоцировавшаяся на западной оконечности Ляодунского полуострова - Гуандуне (Квантуне), откуда она и получила своё название. В составе армии насчитывалось 1 млн. 320 тыс. человек, 1155 танков, 6260 орудий, 1900 самолётов и 25 кораблей. Квантунская армия располагала также бактериологическим оружием, которое предназначалось для применения против советских Вооруженных сил.
Дорога в городском парке




В августе 1945 г., во исполнение Ялтинских обещаний, советские войска неожиданно перешли в наступление, освободили от японцев северо-восточный Китай и тем самым победоносно закончили Вторую мировую войну. В этой операции советские войска потеряли на территории соседнего Китая 8219 человек, навечно занесенных в анналы китайской истории.
Вид на рабочий район


Для захвата городов Дайрена и Редзюна, располагавшихся далеко за линией фронта, 22 августа был выслан разведдесант Забайкальского фронта. В Дайрене высадилось 956 человек, а в Редзюне приземлилось 10 самолетов с 205 десантниками. Начальник Редзюнского гарнизона, признавая поражение, отдал русским свой меч. Но, согласно приказу Сталина оставлять офицерам холодное оружие, меч японцу вернули. Через два дня в Редзюне приводнилось 6 летающих лодок Тихоокеанского флота (ТОФ) и 12 в Дайрене, дополнительно высадив 265 морских пехотинцев. Вскоре по железной дороге из Забайкалья прибыла и пехота с танками. 28 сентября подошли суда эскадры ТОФ и освобождение Дайрена и Редзюна было закончено.
Временная железнодорожная станция


Третьего сентября указом президиума Верховного Совета был объявлен праздник победы над Японией, в результате которой из под японского гнета была освобождена китайская территория в 1,3 млн. кв. км и население в 40 млн. человек. Были возвращены СССР и Дальний с Порт-Артуром. Перед освободившей Маньчжурию Красной Армией встала задача помощи новой китайской власти.
В 1945 г. советские войска освободили северо-восток Китая от японцев и КВЖД вместе с ЮМЖД вновь перешло под совместное управление СССР и Китая, уже под новым названием - Китайская Чанчуньская железная дорога - КЧЖД. В августе 1945 года в Москве было подписано соглашение о КЧЖД, Порт-Артуре и городе Дальнем. Предполагалась совместная эксплуатация дороги как общей собственности «в целях укрепления безопасности Китая и СССР», совместное использование Порт-Артура как военно-морской базы, а Дальний объявлялся свободным портом для международной торговли с передачей в аренду СССР части пристаней и сооружений. Соглашение было подписано на 30 лет, после чего все перечисленное вместе с имуществом должно было быть безвозмездно передано Китаю.
Прибытие в Дальний Главного Инженера и Градоначальника В.В. Сахарова 26 июля 1902


После подписания соглашения Советский Союз приступил к восстановлению работы дороги, порта Дальнего и развитию военно-морской базы. В Китае в то время шла гражданская война между Чан Кайши, поддерживаемым США, и Мао Цзедуном, которого поддерживал СССР. Благодаря тому, что Квантунский полуостров практически был передан в аренду СССР, он 4 года был под контролем советской администрации. И когда США обратились к СССР с просьбой разрешить Чан Кайши перебросить свои войска на Ляодунский полуостров, им в этом было отказано.
Европейское кладбище


Во время гражданской войны хозяйственные связи были разрушены, и советская администрация договорной территории приступила к восстановлению промышленности. Для управления бывшими японскими предприятиями были созданы различные смешанные советско-китайские общества.
Городская водокачка


Например, «Квантунрыба» стала поставлять соль на весь Дальний Восток СССР, «Дальбанк» стал выпускать местные деньги. Дальний стал портом, занявшим значительное место в российско-китайской торговле. Сам же город стал местом отдыха военнослужащих и их семей из Порт-Артура. Улицы вновь получили русские названия: улица Сверкающих лучей, Утренняя, Честная, улица Победы.


Советские войска на Ляодуне имели стрелковые, танковые, артиллерийские соединения, военно-морские и авиационные силы. В районе Порт-Артура курсировало 4 бронепоезда. Личный состав сухопутных сил СССР с семьями офицеров на Ляодуне составлял более 100 000 человек. Как вспоминал один из офицеров, «зарплата была довольно высокая. К слову, я в то время получал 4 миллиона юаней в месяц. А когда приехал в Порт-Артур, для «подъемных» понадобился чемодан. В Китае в те годы была страшная инфляция - счет шел на миллионы. При этом двери никогда не запирались, даже если в доме, как у меня, хранилась нередко довольно крупная сумма. За два года, что довелось провести в Порт-Артуре, не было ни одного случая воровства. Китайский закон за это преступление карал немилосердно».


На Ляодуне долгое время свирепствовал так называемый комариный энцефалит. Наши военные медики провели громадную работу по дезинфекции. Врачи и медицинские сестры трудились по 12-16 часов в день, и эпидемия была ликвидирована.


Гражданская война в Китае закончилась победой Мао Цзедуна. Чан Кайши бежал на Тайвань, и 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Несколько месяцев спустя в Порт-Артур прибыла большая делегация во главе с премьером Государственного административного совета КНР Чжоу Эньлаем. В 1950 г. в Москве был подписан Договор о дружбе союзе и взаимопомощи, согласно которому в 1952 г. было решено безвозмездно передать Китаю КЧЖД вместе со всем имуществом, что и было сделано 31 декабря 1952 г. В 1950 г. китайской стороне было передано российское имущество в Дальнем. Предполагалось вернуть и Порт-Артур, но, в связи с начавшейся в Корее войной, его аренду продлили. Война окончилась в 1953 г. и в 1954 г., в связи с ее окончанием, укреплением КНР и, согласно подписанному соглашению, «советские военные части выводятся из совместно используемой ВМБ Порт-Артур и сооружения безвозмездно передаются правительству КНР к 31 мая 1955 г.».


Для решения вопроса о выводе войск в 1954 г. в Порт-Артур прибыл Хрущев. Выслушивая доклад командования советских войск, он вдруг с силой ударил ладонью по столу и буквально крикнул: «Хватит болтать! Вы мне лучше мне скажите, зачем вы здесь стоите?» - «Для защиты дальневосточных рубежей нашей Родины», - ответили ему армейцы. Хрущев сердито заявил: «Вы мне лучше скажите, сколько надо времени, чтобы здесь не осталось ни одного вашего солдата, даже вашего духа?» - «Месяца три-четыре». - «Даю пять, - сказал Хрущев. - И чтобы по истечении этого срока никого из вас не осталось. А теперь давайте перейдем к разговору: что китайцам продавать, а что так отдать». Но практически все было передано бесплатно, включая десятки торпедных катеров, танки, подводные лодки, весь боезапас. В день ухода войск состоялось торжественное построение в частях, где китайцам передали ключи от имущества. Под звуки советского гимна спустили военно-морской флаг Советского Союза, и тут же его место занял китайский стяг.


В мае 1955 г. СССР полностью вывел свои вооруженные силы с Ляодунского полуострова. После ухода в Порт-Артуре какое-то время еще оставались советские специалисты, учившие китайских подводников.


Десятилетнее присутствие советских войск на Ляодунском полуострове позволило предотвратить здесь кровопролитные бои в гражданской войне китайского народа, помогло подготовке китайских военных кадров и оказало сильное влияние на укрепление обороноспособности КНР
















Панорама Дальнего.
При переносе мышкой на свой компьютер размер 7192 на 1448





Россия, история, Китай, фото

Previous post Next post
Up