Lancer Spy \ Шпион с моноклем (США, 1937)
Режиссёр: Gregory Ratoff
В ролях: Dolores del Rio, George Sanders, Peter Lorre, Virginia Field, Sig Ruman, Joseph Schildkraut, Maurice Moscovitch, Lionel Atwill, Luther Adler, Fritz Feld, Lester Matthews
Окончательно убедился в том, что есть определенный тип комедий, который явно не для меня. Просмотр "Шпиона с моноклем" при всех его чудесных фишках для киномана и наличием моего любимого Питера был сродни семейному сексу: скорее из дружеских чувств, нежели из естественного влечения.
Киноман должен быть на седьмом небе: Джордж Сандерс в фильме лыс как чернобыльский ежик и к тому представлен в двух экземплярах. Питер Лорре в роли отвратительного сотрудника германской контрразведки прекрасен как Гельман в петле (и то и другое - акт чистого искусства). Но вот все остальное показалось мне глупой мешаниной всякой ерунды обесценивающее то чудесное упомянутое мною выше.
Действие происходит в Великую Войну, англичане считают, что германец замутил какую-то смертельно опасную поганку и возможно имеет реальные шансы добиться перелома в войне. Как выведать у врага их главную тайну, если Плохиша с его мечтой о бочке с вареньем нет под боком? Нужно его вырастить в собственном коллективе. Благо случай подворачивается и в плену у англичан оказывается барон Курт фон Рохбак - точная копия британского лейтенанта Майкла Брюса. Теперь остается вызнать все привычки пленного и подменить его так, чтобы даже денщик не догадался о подмене. Затем организовывается побег, псевдо-барон возвращается на родину национальным героем и начинает выведывать самую страшную тайну немецких буржуинов. Но на его пути к славе и личному подвигу хилой грудью встает подлый персонаж Питера Лорре.
Фильм сразу напомнил советский фильм "Подвиг разведчика", где наш разведчик уделывает полоумных фашистов одной левой.
L'assassin habite... au 21 \ Убийца живет в доме № 21 (Франция, 1942)
Режиссёр: Henri-Georges Clouzot
В ролях: Pierre Fresnay, Suzy Delair, Jean Tissier, Pierre Larquey, Noël Roquevert, René Génin
Интересно, какое бы кино снимали бывшие советские кинорежиссеры на "Мосфильме", если зимой сорок первого немцы вошли бы в столицу? Остается лишь гадать. Француз Клузо под немцами снимает по роману бельгийского писателя Станисласа-Андре Стеемана криминальную комедию о серийном убийце, терроризирующем Париж. Убийца на месте преступления оставляет свои визитки, а следователь Венцеслас Воробейчик (постоянный персонаж романов писателя) пытается его вычислить и обезвредить. В этом ему будет одновременно помогать, и мешать его боевая подруга Мила. Следы ведут в дом № 21, где в одной из меблированных комнат и живет убийца. Воробейчик должен вычислить кто из жильцов на самом деле маньяк, а кто просто эксцентричный человек.
Одна из первых попыток Клузо в области комедии вышла вполне съедобной (в отличие скажем от более поздней ленты "Микетта и ее мать"), но сильно раздражают главные персонажи с их гипертрофированными скандалами, криками и бурными проявлениями чувств.