Яэль Финкельштейн, была вторым пилотом на ведущем самолете командира 103-ей транспортной эскадрильи Якова Авишара. 16 самолетов Дакота под командованием Авишара высадили у перевала Митле 395 парашютистов
Бой на перевале Митле считается одним из самых известных и тяжелых боёв за всю историю АОИ. В нём погибли 43 израильтянина (во всей операции "Кадеш" погибли 172 солдата АОИ) и 120 были ранены. Египтяне насчитали 260 убитых. Во всём 12-ти часовом бое принимали участие около 200 израильтян против примерно 1000 египтян.
Боец 890-го батальона утром после десантирования у перевала Митле.
Перевал Митле находится на западе Синайского полуострова, в 30 км к северо-востоку от города Суэц. Протяженность перевала - несколько десятков км; с обеих сторон над ним господствуют горы. Митле служит главным связующим звеном между собственно Египтом и центральной и восточной частью Синая. Отсюда и стратегическое значение этого места.
17:00, 29 октября Высадка 890-го десантного батальона у перевала Митле
После известий о высадке израильского десанта где-то у перевала и о движении группировки Шарона на запад по Синайской пустыне, египетский генштаб послал войска для организации засады.
Выдвижение 202-ой десантной бригады из района сосредоточения у египетской границы. Напутствие комбрига Ариэля Шарона (машет рукой) и замкомбрига Ицхака Хофи.
30-го октября египтяне укрепились на высоких холмах по обе стороны от дороги. Автоколонна, доставившая египетские части на перевал была засечена израильской авиацией.
Вид с воздуха на египетские силы на перевале Митле во время атаки ВВС
Израильские "Мистеры" нанесли бомбовый удар по колонне, но лишь назавтра, при трагических обстоятельствах, выяснилось, что это были уже пустые машины.
"Мистер" над перевалом Митле
Утром 30-го октября парашютисты окопались на холмах в районе восточного входа на перевал.
Окапывание утром 30-го октября
Парашютисты 890-го батальона под командованием Рафаэля Эйтана окапываются после десантирования у перевала Митле, в глубоком тылу противника.
Сразу же начались налёты египетской авиации. Им противодействовали израильские самолёты. Потери понесли обе стороны. 890-й батальон оказался на местности, не подходящей для защиты от авиации и танков противника.
Бойцы 890-го парашютного батальона под командованием Рафаэля Эйтана у Митлы, десантировавшегося у перевала Митле, возле памятника полковнику Паркеру.
Поздно вечером прибыла колонна Шарона. Согласно Даяну, на этом операция у Митле должна была закончиться, т.к. создалась, по его словам, реальная угроза Суэцкому каналу, чего и ждали англо-французские союзники Израиля.
Соединение 202-ой бригады с 890-ым батальоном. Слева направо: оперативный офицер 202-ой бригады Мано Шакед, комбат-88 Мота Гур, связной офицер при 202-ой бригаде Дов Сион, замкомбат-88 Дани Мат (с бородой), комбриг-202 Ариэль Шарон, комбат-890 Рафаэль Эйтан.
Ариэль Шарон попросил разрешение двинуться всеми силами через перевал и закрепиться на западном выходе из него, как и предполагал самый первый план кампании.
Комбриг-202 Ариэль Шарон составляет телеграмму командующему Южным округом Асафу Симхони с просьбой разрешить разведку боем на перевале Митле.
Разрешения получено не было. Генштаб разрешил послать "броне-патруль" на ту сторону. 31-го октября днем Шарон послал колонну джипов и броневиков под командованием Моты Гура проехать до западного входа и вернуться. Так начался один из самых кровопролитных боев в истории АОИ.
Комбриг-202 Ариэль Шарон и начштаба ЮВО Рехавам Зеэви.31 октября 10:00 утра. Разговор Ганди и Шарона с глазу на глаз. Позднее стало известно, что Шарон убедил Ганди в невозможности держать целую бригаду в чистом поле, где она не сможет обороняться от налетов египетской авиации и возможной атаки египетских танков.
Комбриг-202 Ариэль Шарон и начальник оперативного отдела ЮВО Рехавам Зеэви обсуждают планы разведки боем на западном подходе к перевалу. В результате разведка превратилась в героический бой с сильной египетской засадой, против Ариэля Шарона были выдвинуты обвинения в нарушении приказов, из-за неоправданных потерь его служебное продвижение было заморожено на долгий срок.
В ночь с 30-го на 31-е октября Рафуль посылает разведотделение (командир - Яаков Цур) для выяснения происходящего к западу от перевала. Цуру предписывалось пройти по холмам севернее перевала и занять одну из вершин, с которой можно было наблюдать за западным выходом и равниной за ним. Задача была выполнена, и утром 31-го Цур уже находился на нужной высоте.
Подразделения 202-ой бригады перед разведкой боем на перевале Митле.
Всё было тихо и никаких следов египтян не было и в помине. Здесь следует отметить, что египтяне окопались на склонах гор, а не на вершинах или на самом перевале. Израильтяне этого не ожидали, т.к. подобные позиции лишают обороняющихся возможности отступить. Этим объясняется последующее упорное сопротивление египтян. Так или иначе, отделение Цура, которому ничего не было известно о готовящемся "патруле" через перевал, вышло на связь с батареей крупнокалиберных минометов к востоку от них - чтобы подготовиться к корректировке огня на случай боя на перевале. Во время этих приготовлений, Цур увидел колонну Гура, въезжающую на перевал. Через несколько минут по колонне был открыт огонь со всех сторон. Вся эта история с отделением Цура (маршрут в обход перевала и подготовка к его минометному обстрелу) привели израильского историка Ури Мильштейна к заключению, что Рафуль не поверил докладам летчиков об уничтожении египетской автоколонны и подозревал о наличии каких-то частей противника на перевале. Более того, Мильштейн считает рассказ Цура "неполным", в том смысле, что его отделение на самом деле обнаружило египтян (всё-таки 1000 человек!), доложило Рафулю, но дальше произошла непонятная заминка.
Офицер связи 88-го батальона Дан Шалит. Во время боя за перевал Митле "местность, на которой он находился, перекрывалась огнем с трех направлений, и любое передвижение было связано с серьезной опасностью. Так как в укрытии он не мог установить связь с подчиненными подразделениями, периодически выходил и стоял на открытом с трех сторон месте, и устанавливал связь. Он повторял это в течение четырех часов несчетное число раз. За свои действия он награждается медалью "За отвагу", из приказа о награждении.
12:50 - колонна Гура входит на перевал. Первый, авангардный, броневик вел Арик Каспи. Египтяне сразу же открыли шквальный огонь. Израильтяне, между тем, обнаруживают на перевале остатки разбомбленной днем ранее египетской автоколонны, привезшей войска для засады. Выяснилось, что самолеты бомбили пустые машины.
Моторизованный патруль
13:30 - Часть колонны вынуждена объехать подбитые авангардные машины и, на максимальной скорости, отстреливаясь, прорваться к западному выходу из перевала (командиры - Ицхак Хофи (заместитель Шарона, присоединившийся к колонне), Линн, Файкс). Другая часть, состоящая из двух групп с большим количеством убитых и раненных, оказалась блокированной в центре перевала. В этой группе оказался сам начальник колонны Мота Гур. И, наконец, третья часть (Аарон Давиди) не успела войти на перевал. С Давиди остались штурмовая группа Михи Капусты, вся артиллерия, миномёты, безоткатные орудия, провиант.
Танки на перевале
Командир разведроты 88-го батальона ("саерет-88") Зеев Вакс погиб; заместитель Моты Дани Матт - ранен. При спасении раненных геройски повели себя сержанты Гидон Райс и Шломо Ницани. Им вручены ордена "За храбрость". На этом этапе Шарон поручает Давиди командовать боем, цель которого - уничтожение противника.
14:00 - Давиди собирает вокруг себя все резервы и дает команду развернуть батарею тяжелых минометов, чтобы начать обстрел северного хребта. Одновременно Давиди посылает десантную роту, с Михой Капустой во главе, атаковать египтян на северном склоне с тыла и так спуститься к блокированному Моте Гуру. Из-за отсутствия координации с минометной батареей атака задержалась.
Аарон Давиди
14:30 - люди Капусты дважды атакуют с северо-востока на юго-запад и оба раза они не доходят до египетских позиций на северном склоне - из-за шквального огня египтян с южного хребта.
15:00 - египтяне усиливают обстрел блокированных на перевале. Давиди не может определить точное расположение огневых точек противника. После провала атак спецназа Капусты к перевалу прибыли новые силы: Рафуль с ротами Оведа Ладыженского, Леви Хофеша и Йехуды Мительмана.
Танки перед египетской угрозой из Бир-Гафгафа
Давиди принимает решение послать добровольца на джипе, чтобы тот проехал через перевал и навлек на себя огонь с египетских позиций для определения огневых точек. Вызвался личный шофёр Давиди - Йехуда Кен-Дрор. Вылазка закончилась его тяжелым ранением. Он сумел приползти обратно. Через 2 месяца он скончался в госпитале. За этот подвиг Кен-Дрор получил от министра обороны медаль "За героизм" ("Итур hа-Гвура"). Аарон Давиди (2006): "Кен-Дрор был моим личным шофёром в течении нескольких лет. Он понимал, что его шансы выжить очень малы. Это величайшее самопожертвование. Другое такое мне не известно".
Иегуда Кен-Дрор, водитель комбата "далет" Аарона Давиди, доброволец, вызвавший огонь на себя для обнаружения огневых точек противника, спустя два месяца скончался от полученных ранений. Посмертно награжден высшей медалью Израиля "За героизм"
15:30 - Давиди решает ещё раз послать броневик на перевал - чтобы определить местонахождение огневых точек египтян и вывезти раненных из блокированной группы. Миссия была поручена лейтенанту Дану Зиву, командиру взвода "алеф" из роты Ладыженского. Вместе с Зивом в броневик сели несколько его бойцов. На перевале броневик подвергся массированному обстрелу. Невзирая на обстрелы, Зив и его солдаты смогли полностью выполнить задание. Вернувшись, они сообщили о точном местоположении огневых точек противника и привезли 5 раненных. За этот подвиг Дан Зив получил от министра обороны медаль "За героизм".
16:00 - Давиди посылает дополнительную роту на участок к Капусте. Со стороны южного хребта по ним был открыт огонь такой мощности, что эта рота (командир - Мительман) не смогла достичь цели, и залегла в ожидании темноты. В это время группа Гура сумела прорваться к западному выходу с перевала. Положение раненых в оставшейся другой блокированной группе становилось угрожающим.
Цвика Дахаб координирует действия своей танковой роты, приданной десантной бригаде, в бою у перевала Митле, 31 октября.
16:30 - Над перевалом разгорелся воздушный бой между израильскими и египетскими самолётами. Под прикрытием МиГ-15 египетским "Метеорам" удалось прорваться к батарее тяжелых минометов израильтян и взорвать грузовик с боеприпасами. Миномётная команда потеряла несколько человек.
17:00 - Мота Гур, находящийся на западном выходе с перевала, отдаёт приказ Михе Капусте идти в третью атаку. Она заканчивается точно так, как и две предыдущие. Миха Капуста ранен. С наступлением темноты к Капусте прибывает рота "алеф" (Ладыженский и Хаим Мацлиах) из батальона Рафуля. Давиди решает сгруппировать силы для ночной атаки. В планировании этой атаки принимали участие Давиди, Рафаэль Эйтан, Моше Леви ("Мойше с половиной"), Хаим Надель, Игаль Тельми и др. Суть плана была: изменить направление атак. Первыми должна была атаковать группа Гура с западного выхода с перевала - в восточном направлении. Затем, основные силы с Давиди и Рафулем во главе атакуют с востока на запад. Этот план оказался самым удачным и египтяне, в итоге, не выдержали натиска.
Десантники на перевале Митле
18:00 - Группа Гура начинает атаку с запада и им удается прорваться к блокированным. Раненые, наконец, получают первую медицинскую помощь. Яир Линн захватывает западную часть южного хребта, а Миха Файкс и Мительман - часть северного.
19:00 - общее наступление с востока на запад. Согласно плану Аарона Давиди, Овед Ладыженский атаковал южный хребет, Леви Хофеш - северный.На Митле
К 20:00, после тяжелого кровопролитного боя, все египетские силы на южном хребте были уничтожены. Овед Ладыженский и Хаим Мацлиах геройски погибли, ведя солдат в атаку.
К 22:00 закончился захват северного хребта, а с ним и весь бой. В 23:30 все израильские силы возвращаются к развилке дорог, где 2 дня назад высадился батальон 890.
Несмотря на победу, бой за перевал Митле стал темой для споров на многие годы вперед.
Начальник генерального штаба Моше Даян и комбат-890 Рафаэль Эйтан вручают парашютистам 202-ой бригады "крылья" на красной подкладке за боевое десантирование у перевала Митле и в А-Туре.
Копья ломались и продолжают ломаться вокруг приказов, отданных командиром 202-й воздушно-десантной бригады Ариэлем Шароном 31 октября, и вокруг обстоятельств самого боя.
На центральном направлении.
До сих пор не умолкают споры и взаимные обвинения вокруг событий у Митле. Они начались, когда в адрес Арика Шарона были брошены упрёки в том, что он отдал приказ войти на перевал, без какого-то ни было разрешения Генштаба. Шарон получил от Моше Даяна (в лице посланника Даяна - начальника оперативного отдела Южного округа Рехавама Зеэви (Ганди)) приказ не перемещать 202-ю бригаду через перевал на запад. Зееви утром 31 октября согласился на посылку "патруля" через перевал, но, сразу же после разговора с командиром 202-й бригады, он увидел, что представляет собой "патруль" - мощная колонна бронетехники, включая танки АМХ и крупнокалиберные миномёты. После боя Даян обвинил Шарона в нарушении приказа и заявил, что потери были напрасны.
Десантники
Даян и Шарон, каждый со своей версией произошедшего, предстали перед Бен-Гурионом, который отказался искать виноватого, мотивируя своим профанством в военных вопросах. Верного ленинца интересовал лишь конечный результат. Бой закончился героической победой и Бен-Гурион не хотел всякими там "расследованиями" и "выговорами" бросить тень на солдатский подвиг. Победителей не судят. Шарон, вобщем и в целом, не пострадал от всей этой истории. Конечно, шум пытались поднять, - но всё это пахло политикой. Так, например, Мота Гур обвинял Шарона в трусости,- в том, что Шарон не повел лично солдат в атаку на египетские позиции, а предпочел отсидеться в безопасном месте.
Шарон все эти 50 лет повторял одно и то же: бой был необходим, т.к. "патруль" попал в засаду, и надо было вызволять блокированных товарищей. Утром 31-го октября 1956 года Шарон принял единственно возможное, на то время, решение. Совершенно не было понятно - начнет Антанта вторжение или нет (первая их бомбардировка египетских баз ВВС началась поздно вечером того же дня). Насер мог и уступить, в конце концов. Заморочил бы чем-нибудь голову англичанам и все силы бы бросил на Синай. Что бы 202-я бригада делала, отрезанная от всех и вся, в пустыне? На Митле можно было быстро создать мощные линии обороны и ждать помощи. Египтяне сделали это за один день 30 октября. А какая угроза могла быть Каналу без занятия перевала? Логика Шарона строго соответствовала первоначальному плану кампании, который был изменен в последний момент. Но изменение было лишь в месте десантирования батальона Рафуля. Если бы Рафуль высадился к западу от Митле - Шарон всё равно должен был прорваться к нему, заняв, естественно, перевал. Даяна тоже мучил вопрос - а что, если англо-французы не начнут? Он придумал следующее: "прикинуться валенком", перевал не захватывать, а ждать развития событий. Если "кина не будет", то объяснить египтянам, что это "акция возмездия против федаюнов". Если египтяне спросят - "где именно обитают федаюны в западной части Синайской пустыни?" - можно ответить: "а мы заблудились".
Моше Даян
Зачем ради этого проводилась сложнейшая десантная операция, и почему нельзя было "заблудиться", захватив перевал? Даян в обоих случаях вел себя не самым лучшим образом: в 56-м пытался (неудачно) занести на счет Шарона 43-х погибших на Митле, ну а в 73-м он возложил всю ответственность за все просчеты и жертвы на Дадо и Городиша. Первого он довел до самоубийства, а второго, заслуженного офицера и талантливого военачальника, вынудил до самой смерти скрываться от "позора" торгуя чем-то с кем-то в Западной Африке. Можно предположить, что в случае конечной неудачи на перевале, Шарону бы пришлось ответить за всё. Врядли ему бы удалось достичь тех высот в армии и политике, которых он достиг. Но был ли бой на Митле победой? На этот счет у армейских историков нет единого мнения.
Десантники
Использованы среди прочих фотографии
david_2