Этнографическое путешествие по Африке 1930-1931 годовВождь племени Дио́ла
Дио́ла (джола, йола) - народ, населяющий Атлантическое побережье Южного Сенегала , Гамбии и португальской Гвинее-Бисау между реками Гамбия и Кашеу. Общая численность населения составляет более 532 тыс. человек
Вождь племени Тва, Бельгийское Конго
Тва или батва («ба-» - показатель множественного числа) - пигмейский народ в Центральной Африке, один из трёх крупнейших народов в государствах Руанда и Бурунди. Численность в начале 21 в. составляла около 322 тыс. человек.
Тва, коренной народ Центральной Африки, были покорены банту-язычными племенами хуту, вторгшимися в Средние века. Позднее, около 15 в., пришедшие с севера (вероятно, из Эфиопии) племена тутси покорили как хуту, так и тва.
Как и другие пигмейские народы, тва утратили свой первоначальный язык и перешли на язык завоевателей-хуту.
Тва обычно заселяли труднодоступные аграрные зоны, и таким образом, живут на периферии современного африканского общества. Ведут натуральное хозяйство, хотя до прибытия хуту были охотниками и собирателями. Живут в небольших поселениях, в домах из тростника, обмазанных глиной, или из кирпича-сырца.
Охотник племени Тва
Методы кровопускания у тва
Женщина племени бороро. Французский Камерун
В сезоны дождей бороро живут одиноко в глубине саванны, а в засушливыепериоды вынуждены подходить к водоемам, у которых всегда в эту пору многолюдно. Устанавливаются и кроются немудреные каркасы кочевых палаток, и жилище готово. Гораздо больше времени уходит на возведение загородок из колючих веток, чтобы уберечь своих четвероногих кормильцев от хищников. Здесь бороро приходится общаться с людьми, владеющими прибрежными землями, просить разрешения пасти скот на их угодьях
Танцующая девушка племени джура. Судан
Лучник джура
Мать и дитя из племени джура
Мужчина из племени джура
Канури играют в кости
Вождь племени массаи
Масаи - полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племен Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.
Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одно из их священных верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьезным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность». Хижины масаи построены из высушенного навоза, а питье коровьей крови является частью некоторых их священных ритуалов.
отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом, в основном потому, что на защиту обрезания встали женщины масаи
Женщина массаи с медными украшениями
Мужчина племени мору играет на барабанах
Мальчик племени мбум
Девушка племени Нуэр
Нуэ́р (нуэры, аббинар; самоназвание - тог наат, наас) - один из крупнейших племенных союзов Восточной Африки, входят в группу нилотов. Распространены на юге Судана и в западной Эфиопии. Общая численность - около 1,7 млн человек.
Ритм жизни народа определяется, главным образом, сезонными изменениями климата. В период летней засухи отдельные поселения собираются в стойбища, кочевые общины и отправляются со стадами к болотам и берегам рек. В это время происходит интенсификация межплеменных контактов, которые угасают с наступлением разлива притоков Нила. Саванна заболачивается, и нуэр вынуждены распадаться на изолированные поселения, укрываясь по возвышенностям и холмам, окруженным водой. скотоводство подвижной потогонно-пастбищной формы лежит в основе хозяйственной деятельности племен. Нуэры разводят крупный рогатый скот, коз и овец. Мужчины обычно занимаются выпаской, женщины и дети доят животных. Скот традиционно играет важную экономическую, символическую и религиозную роль в жизни нуэр. При заключении брака статус супругов закрепляется передачей скота, принадлежащего жениху, семье невесты. Таким образом, будущий муж получает право на потомство.
Воины племенинуэр
Женщина племени нуэр
Девочка племени нуэр с ожерельем из волос жирафа
Девушки и дети нуэр.
Девушка племени нуэр с декоративными шрамами.
Девушка нуэр
Нуэр с окрашенными в красный цвет волосами
Женщина племени Овамбо
Овамбо, амбо (самоназвание) - народ в Южной Африке. Проживают на севере Намибии и юге Анголы в регионе, известном как Овамболэнд. Делятся на большое количество субэтнических групп, таких как ндонга, кваньяма, квамби, нгандьера, нбаланту, квалууди, колонкади, еунда и мбандья и др. Общая численность - около 900 тысяч, 750 тысяч из которых проживает в Намибии и является самой большой этнической группой страны.
У каждого племени есть вождь, который отвечает за свое племя, хотя многие уже перешли на систему совета старейшин для разрешения дел внутри племени. Члены семьи вождя Овамболэнд известны под именем аакванекамба, и только те, кто принадлежат к семье по рождению, имеют право стать вождем. Так как преобладает матрилинейность в законах, сыновья вождя не имеют право на наследство и на титул вождя. Они растут как простые члены племени.
Большинство овамбо сейчас исповедуют христианство (лютеранство). Финские миссионеры приехали на их родину в 1870-х годах, и большинство традиционных верований овамбо были замещены христианством, однако некоторые из старых традиций все еще существуют. Как результат миссионерской деятельности, почти все овамбо сейчас носят европейскую одежду и слушают западную музыку.
Вождь племени тикаров, Французский Камерун
Танцы племени ватуси
Жена вождя племени мору-мангбету, Бельгийское Конго
Мору-мангбету - группа родственных народов (мору, мади, лугбара, келико, лого, авукайя, мангбету, мамву, мангбуту, ленду), живущих главным образом в Республике Заир, а также в Уганде и на юге Республики Судан.
Подавляющее большинство мору-мангбету сохраняет древние традиционные верования (преобладает культ предков), незначительная часть - христиане (католики).Основное занятие - мотыжное земледелие (просо, ямс, таро, бананы, бобовые); в районах, не заражённых мухой цеце, - скотоводство. Развиты ремёсла - кузнечное, резьба по дереву и слоновой кости, гончарство.
Раб из племени борну, Нигерия
Султан Ибрагим Нджойя из султаната Бамум
Султан Ибрагим Нджойя, англ. Ibrahim Njoya (умер 1933) - правитель африканского султаната бамум (ныне - запад Камеруна), интеллектуал и изобретатель. Правил с 1889 до своей смерти в 1933. Ему наследовал его сын Сеиду Нджимолу Нджойя.
Мать Ибрагима, Нджапунке, была регентом до его совершеннолетия. Однако и после этого его вступление во власть затянулось, поскольку голова его отца была захвачена враждебным племенем, а по традиции голова или череп предшественника играли для народа бамум церемониальную роль. Немецкие колонизаторы, с которыми он поддерживал хорошие отношения, согласились помочь ему в возвращении головы, и даже обеспечили его султанату относительную автономию. Учитывая значительный перевес немцев в силе, он отказался от вооружённой борьбы с ними, которую предлагал Рудольф Дуала Манга Белл.
Сначала Нджойя пытался усвоить западные (в первую очередь немецкие) традиции для своей страны и культуры. В ходе одного из экспериментов он создал для своих солдат форму, прообразом для которой послужили костюмы гусар. Этот эксперимент вызвал раздражение немецких властей, которые восприняли данную форму как пародию на себя.[ Нджойя также ознакомился с христианством и, возможно, даже был крещен. После этого он через некоторое время официально принял ислам. В конце концов он создал собственную религию, соединявшую основы ислама, христианства и традиционного культа народа бамум. После того, как западный Камерун в 1918 г. отошел к французам, его отношения с французскими властями оказались плохими, и он умер в изгнании в Яунде.