Target Earth \ Земля под прицелом (1954)
Режиссёр: Sherman A. Rose
В ролях: Richard Denning, Kathleen Crowley, Virginia Grey, Richard Reeves, Robert Roark, Mort Marshall, Arthur Space, Whit Bissell, James Drake, Steve Pendleton, House Peters Jr.
"У меня бюджет маленький, но ты умей с ним обращаться", так можно перефразировать известные слова Жванецкого. Режиссер Шерман Роуз знал цену деньгам и правильно пристроил каждый выданный цент. 85 тысяч долларов на все про все и в итоге получилась классика жанра. Классика, образы и идеи которой до сих пор нещадно эксплуатируют голливудские блокбастеры.
Нора Кинг просыпается в своей квартире после неудачной попытки самоубийства. Снотворного оказалось недостаточное количество, и она просто проспала целые сутки. Покинув дом, она обнаруживает, что Лос-Анджелес обезлюдел. Ни людей, ни машин и лишь мертвая тишина простирается над городом. Пробежав пару кварталов, Нора наталкивается на труп молодой женщины. Она впадает в панику, но появляется Фрэнк Брукс, местный журналист и теперь уже два человека должны противостоять опасностям нового мира. Он тоже как Нора проспал сутки и в замешательстве от нового порядка дел. Продолжая бродить по городу в поисках пропавших людей, они натыкаются в одном из баров на мужчину и женщину, беспечно предающихся соблазнам еды и выпивки. Парочка отмечала крупный выигрыш на скачках, и вчерашний день выпал у них из жизни. Теперь робинзонов уже четверо, вчетвером не так страшен окружающий мир, но все-таки, куда пропали остальные люди, и чья зловещая тень появилась в просвете между домами?
Блокбастеры "Скайлаб", "Битва за Лос-Анджелес", скромнобюджетная работа Теренса Фишера "Земля умирала, крича" и десятки других лент прошедшего шестидесятилетия безжалостно вычерпывают идеи и образы этого фильма как алчные израильтяне воды Кинерета. Ныне фильм кажется слегка обмелевшим, но дна еще не видно. Режиссер всю свою жизнь проработал монтажером, поэтому привычно отбрасывает в корзину все лишнее, оставляя на экране лишь самое необходимое, и этот остаток в легкую уделывает нынешних многомиллионных гигантов.
Нет, я не буду утверждать, что фильм лишен недостатков. Он четко делится на две неравноценные части. Первая, в которой четыре человека оказываются в самом центре инопланетного вторжения, не устаревает и поныне. Панорама вымершего Лос-Анджелеса поражает и сейчас, полнокровные персонажи ладно вставлены в сюжет, саспенс идеально выстроен, а финальную сцену с дроидом на крыше здания не заимствовал лишь ленивый. Вторая часть, посвященная доблестной американской армии сражающейся с пришельцами, более стандартна и кажется не очень уместной в истории о затерянных в огромном пустом городе людях. Но тоже на фоне сайфая 50-х смотрится вполне достойно.
Случайно наткнулся на это кино и был приятно удивлен.
27th Day, The \ 27 день (1957)
Режиссёр: William Asher
В ролях: Gene Barry, Valerie French, George Voskovec, Arnold Moss, Stefan Schnabel, Ralph Clanton, Friedrich von Ledebur, Paul Birch, Azemat Janti
Еще одна хорошая неизвестная мне доселе лента в жанре "сайфай". Очень сильный для данного жанра сценарий подпорчен лишь глупой концовкой, но первый час фильма с лихвой искупает несуразность последних десяти минут.
Пять человек из разных стран похищены пришельцами и переправлены на борт космического корабля. Представитель инопланетян дает им данайский дар - пять коробочек по три капсулы в каждом. Капсулы - смертельное оружие, приводимое в действие силой мысли. Стоит лишь задать географические координаты цели и в радиусе 1500 миль будет уничтожены все человеческие существа, но не повреждены ни здания, ни растения или животные. Планета пришельцев умирает и им необходимо жизненное пространство, но поскольку они убежденные противники насилия, то предпочитают, чтобы всю грязную работу за них выполнили сами земляне. Им дается 27 дней, чтобы уничтожить себя при помощи этих капсул. По истечению этого срока капсулы деактивируются. Открыть коробочки может только сам хозяин, но капсулами из открытой коробки сможет воспользоваться любой. Если получатель этого подарка погибает, то капсулы самоликвидируются. После такой вводной части людей возвращают на их прежние места. Теперь только от них зависит судьба человечества.
Фильм снят по роману Джона Трумэна Монтли, двоюродного брата Мэри Пикфорд. Фильм если не брать злополучный финал не устарел ни на день, даже если учитывать, что сюжет плоть от плоти продукт параноидальных пятидесятых. Очень добротное кино.