Сдержал слово и пересмотрел "Секретного агента". Могу с честной совестью подтвердить сказанное: фильм замечательный от первого кадра до последнего.
Актеры: Гилгуд настолько походит внешне на шпионов, какими их изображали советские фильмы тех лет (актера вполне можно представить в роли Сиднея Рэйли), что приходится признать, что режиссер угадал с образом, выхватив тогдашний мировой архетип разведчика. Невозмутимый предвестник будущего Джеймса Бонда, он убивает по необходимости, не получая от процесса никакого удовольствия.
Лорре. Что тут можно сказать про моего любимчика? Единственный кандидат на роль кота Бегемота в идеальной экранизации "Мастера и Маргариты". Здесь, за гримасками, безудержным комикованием и чудовищным акцентом (благодаря акценту я понимал практически каждое слово) он рождает подлинного маньяка-убийцу, пострашнее германского шпиона., которого преследует.
Мэдлин Кэрролл и Роберт Янг играют свою отдельную партию. Их диалоги блистают остротами, а сцены взаимоотношений персонажей в отеле кажутся вставленными из какой-то очень смешной комедии. Но и это имеет свой смысл.
Хичкок профессионально манипулирует зрителем, чередуя сцены саспенса с комическими вставками, и зрителю, то есть мне, это все нравится. К примеру понравилось, как Хич с помощью собачки сплавляет эпизод знакомства Гилгуда с будущей жертвой и сцену убийства. Собака, послужившая поводом для знакомства, становится правозвестником гибели хозяина. Монтаж сцен, соединяющих комнату, в которой персонаж Кэрролл внезапно осознает совершаемую в данный момент ее партнером чудовищную ошибку и горной местностью, где Лорре-киллер делает свое черное дело, создает очень мощный по зрительскому напряжению эпизод. Ну, и финальная часть, как я уже говорил предвосхищает мордорские пейзажи Толкиена: при достижении героями вражеской территории свет меркнет и действие протекает под темными небесами, а поезд проносится через мрачные пейзажи с виселицами и разрушенными строениями.
На часах уже три ночи и вряд ли в такое время я смогу выдавить из себя еще что-нибудь внятное. Остановимся на этом.