Big Trail, The \ Большая тропа (1930)
Режиссёр: Raoul Walsh
В ролях: John Wayne, Marguerite Churchill, El Brendel, Tully Marshall, Tyrone Power Sr., David Rollins
Джон Уэйн получил счастливый билет в кино совершенно случайно, хотя и вполне заслуженно. Какое-то время он перебивался случайными эпизодическими ролями в кино, но эти занятия не приносили прибыли, поэтому ему приходилось еще и подрабатывать. И тогда он еще не был даже Джоном Уэйном, а звали его Мэрион Моррисон. Путевку в большое кино и новое имя он получил одновременно. Помогла ему как раз та самая подработка. Рауль Уолш, которому доверили съемки высокобюджетного эпика из жизни Дикого Запада (2.000 0000 долларов по тем временам сумма прямо скажем немаленькая) лишился своей главной звезды, на которую делал ставку: Гарри Купера не отпустили с "Парамаунта", где он работал по контракту. Вот тут-то он и обратил внимание на парня, разгружающего мебель с грузовика. Он ему приглянулся, и режиссер рискнул взять его на главную роль.
В фильме на фоне истории похода группы переселенцев с западного побережья в дикие места Орегона разворачивается история Брека Колмана (Уэйн) человека пытающегося найти убийц своего друга. Поиски преступников приводят его в переселенческий караван, и он соглашается стать его проводником, стараясь совместить две вещи - слежку за подозреваемыми убийцами и амурные дела с одной южанкой пытающейся начать новую жизнь вдали от родных мест. Главное что может почерпнуть зритель из фильма это логику непримиримой борьбы переселенцев с коренными обитателями приглянувшихся им мест. Люди, преодолевшие тысячи километров бездорожья и пустынь, переплывшие в фургонах горные реки и победившие крутые горные перевалы не отступят уже ни перед чем в борьбе за то, что они уже считают своим по праву. Это очень доходчиво показано в фильме и собственно составляет его основную ценность. Впечатляет так же масштабность съемок, но в принципе для современного зрителя, перекормленного за столетие вестернами, ничего в фильме уже удивить не сможет. Можно только порадоваться за Уэйна и поставить очередную галочку в списке увиденного.
Racket, The \ Рэкет (1951)
Режиссёр: John Cromwell
В ролях: Robert Mitchum, Lizabeth Scott, Robert Ryan, William Talman, Ray Collins, Joyce Mackenzie, Robert Hutton, Virginia Huston
Фильм, причисляемый к нуарам на самом деле скорее криминальный триллер. Понятно, что при наличии Митчума и Райана фильм плохим быть не может, но как мне кажется, он более интересен в контексте увеличения разрешенных тем в американском кино, чем в силу особых художественных достоинств самого сюжета. Снято табу на понятие организованная преступность, продажность судебной и исполнительной системы обрисована уже не на примере мелких сошек, а на уровне прокуратуры и судейской коллегии, подчеркнута связь политики и криминала. В тридцатых годах или в первой половине 40-х о таком еще не могло быть и речи, но вышедший за пару лет до этого фильм Роберта Россена расширил границы дозволенного и для остальных обличителей.
По сюжету весь город подмял под себя персонаж Роберта Райана, но и он только часть огромной организации, чья вершина теряется в заоблачных политических высях. Организация стремится расставить на все политические должности своих ставленников, поэтому пытается ограничить применяемое насилие определенными рамками. Но Райан, гангстер старой школы уже не может вписаться в новые правила игры и развязывает настоящую войну против самой полиции города, где немало коррупционеров, но есть и честные люди, такие как персонаж Роберта Митчума. Постепенно боссы организации сливают Райана и в финале они с Митчумом противостоят друг другу уже в индивидуальной схватке.
Неплохое кино, но не особо запоминающееся, хотя как я уже отмечал на Митчума и Райана можно любоваться не заморачиваясь сюжетом.