Режиссёр: Robert Siodmak
В ролях: Claus Holm, Annemarie Dьringer, Mario Adorf, Hannes Messemer, Carl Lange, Werner Peters, Walter Janssen, Peter Carsten
Наводил вчера порядок в компе, чистил винт и неожиданно натолкнулся на папку под названием NWDT. Проверил, внутри оказался фильм. Включил и не смог оторваться. А ведь он ждал своего часа уже полгода.
Роберт Сиодмак снял очень необычное кино, по крайней мере, ничего похожего я до сего момента не встречал. Перед нами детектив, действие которого происходит в Германии в 1944 году. Германия уже пожинает плоды своих трудов, страну бомбят самолеты Союзников, в стране голодно, жесткая карточная система, мясо стало деликатесом и в пивных подают к пиву только картофель и квашеную капусту. Мелкий партийный чиновник Кейн присутствовал при награждении школьниц за помощь крестьянам во время посева и прикарманил часть крестьянских подарков, а именно тридцать два кусочка сала. С этим богатством он спешит к своей любовнице, где и попадает в очень неприятную ситуацию. Во время их совместного кутежа некто убивает его подругу, и он становится главным подозреваемым в этом деле. Алекс Керштейн, только что пришедший в криминальную полицию с фронта связывает этот случай с рядом подобных, происходивших по всей стране еще до войны. С ужасом обнаруживает он, что почерк убийцы прослеживается более чем в полусотне эпизодов. Керштейн идет по следу, но в самый ответственный момент дело берет под свое крыло гестапо.
Удивительное кино, где мы можем посмотреть на Германию того времени под несколько необычным углом. Режиссер воссоздает обычную жизнь, не выпячивая на первый план привычное осуждение нацизма. Это и так подразумевается в картинах жизни горожан доведенных войной до полунищего состояния. На дворе июль 1944, а коммунальная жизнь уже находится практически в состоянии хаоса. Много разрушенных и поврежденных зданий, которые никто не спешит восстанавливать, и даже здание криминальной полиции продолжает функционировать в полуразрушенном состоянии. Строгий контроль властей в сфере занятости заставляет многих работать по 15 часов в день на заводах стратегического значения, при этом для остальных действуют запреты на подработку. В магазинах полки сверкают чистотой как при развитом социализме, и крестьяне тайком привозят в город картофель для своих мелких спекуляций. При всем том жизнь продолжается, и люди не чураются мелких житейских радостей. Сиодмак очень тщательно реконструирует то время и поэтому детективная линия выглядит столь убедительно. Надо отметить, что сюжет основан на реальных событиях, а финал истории универсален для любой из стран, где власть стремится сохранить свой имидж, не стесняясь своих методов. В фильме задействованы отличные европейские актеры, а сам фильм снят на германской киностудии. Может быть, кто-нибудь знает, почему Роберт Сиодмак был вынужден какое-то количество лет снимать в Европе, и связано ли это с "маккартизмом"?