Ice-Cold in Alex \ Трудный путь в Александрию (1958)
Режиссёр: J. Lee Thompson
В ролях: John Mills, Sylvia Syms, Anthony Quayle, Harry Andrews, Diane Clare, Richard Leech, Liam Redmond, Allan Cuthbertson, David Lodge
1942 год. Из осажденного Тобрука в Александрию пытается прорваться машина "Красного Креста". Ее сугубо военный экипаж (капитан Энсон (Миллс), сержант Том Пью (Эндрюс), приставший к ним по дороге капитан Ван дер Пол (Куэйл)) разбавлен двумя медсестрами одну из которых вскоре убивает шальная пуля. Они должны проехать много миль под палящим солнцем, пробираясь по минным полям, проваливаясь в грязевые ловушки и скрываясь от немецких патрулей попутно пытаясь разобраться со шпионом в своих рядах. "Долог путь до Типперери", но до Александрии тоже путь не близкий.
Tiger Bay \ Тигровая бухта (1959)
Режиссёр: J. Lee Thompson
В ролях: John Mills, Horst Buchholz, Hayley Mills, Yvonne Mitchell, Megs Jenkins, Anthony Dawson, George Selway, Shari, George Pastell, Paul Stassino, Marne Maitland
Послевоенная Англия, бедные кварталы Кардиффа. В одном из старых грязных зданий на квартире своей тети живет маленькая двенадцатилетняя девочка Джилли. Бойкий, смышленый ребенок, любящий при случае приврать, поющий в церковном хоре, но отвергаемая во дворе пацанами, не берущими ее играть с ними в войнушку. Она, как и любая сирота мечтает о родителях, о сильном и заботливом отце, но ей достаются лишь укоры и скупая ласка от вечно занятой работой тети. В один из дней она встречает моряка Корчинского только что вернувшегося из долгого плавания в Кардифф и мечтающего встретиться с девушкой которую он любит и которая как он верит, любит его. Он поляк, его девушка полька, он импульсивен, она прагматична, он многое повидал, но ничего не вынес, а она прошла лагеря и привыкла хвататься мертвой хваткой за любой шанс выбиться из нищеты. В итоге, он ее находит, но девушка уже давно занята. Ее содержит солидный женатый господин, один из ведущих работников местного радио. Происходит безобразная сцена объяснений, девушка достает припрятанный пистолет, Корчинский отбирает его и в состоянии исступления выпускает в неверную подругу всю обойму. Теперь он должен бежать, бежать подальше из Англии на каком-нибудь отплывающем корабле. У него в запасе сутки, полиция идет за ним по пятам, а единственным свидетелем и его билетом к свободе и спасению становится Джилли.
Если бы Томпсону пятидесятых показали его фильмы 70-80-х, он отказался бы признавать отцовство. В британских фильмах Томпсона нет той фальши и чисто киношных глупостей, которые делают невозможным просмотр его поздних американских работ. В "Тигровой бухте" он типичный британский режиссер того времени с их привязанностью к социальным проблемам общества, со стремлением показать жизнь простых людей и интересом к проблемам адаптации иммигрантов. Неудивительно, что "Тигровую бухту" закупили в Советском Союзе для показа в кинотеатрах - она полностью соответствует тому, что ожидали увидеть зрители почерпнувшие информацию о жизни в Англии из газет. Но помимо явного социального месседжа. фильм еще и превосходный образец нуара по-британски, в котором страсти кипят не хуже чем в американских аналогах, но стиль более выдержан и лаконичен.
В просмотренных фильмах Томпсона конца 50-х задействованы отличные британские актеры. Джон Миллз играет и там и там, а в роли Джилли превосходно отыграла его дочь вписавших в не слишком многочисленную когорту детей действительно умеющих естественно играть перед камерами. Гарри Эндрюс, которого я люблю, вечный актер на вторых ролях в "Трудном пути" играет сержанта так, что зритель начинает понимать, на ком именно держалось могущество британской армии. Фильм вышел до выхода в свет французского фильма "Такси в Тобрук" и мне кажется, что Дени Де Ла Пательер его смотрел.