Режиссёр: Antonio Margheriti
В ролях: Claude Rains, Bill Carter, Umberto Orsini, Maya Brent, Jacqueline Derval, Renzo Palmer, Carlo D'Angelo, Massimo Righi, Giuliano Gemma, Annamaria Mustari, John Karlsen
Ученые одного исследовательского центра по отклонениям в гравитационных полях обнаружили появление неизвестного астероида летящего к Земле и попутно угрожающего марсианской базе. Несмотря на противодействие научного руководителя центра великого математика Бенсона (Рэйнс), местный специалист передает полученную информацию на Марс, тем самым спасая людей. Теперь после этого инцидента новость о приближающемся астероиде стала доступна всем. По расчетам мировых ученых ясно, что пришелец, которого Бенсон упорно именует "Чужим" неминуемо должен столкнуться с Землей. На Земле наступает паника, Генеральный штаб мирового правительства решает взорвать астероид, но Бенсон предоставляет свои данные, показывающие, что пришелец не заденет Земли и выйдет на его орбиту в качестве спутника. Даже столь уважаемому ученому мир отказывается верить и продолжает готовиться к предотвращению катастрофы, но все происходит согласно расчетам Бенсона. И тогда все остальные понимают то, о чем еще раньше догадался ученый: "Чужой" - искусственный астероид, полый внутри и управляемый чьей-то недоброй волей.
Надо признать, что весь фильм это моноспектакль Клода Рэйнса, всем остальным задействованным актерам приходится лишь почтительно ему подыгрывать. Рэйнс великолепен изображая властного одержимого только наукой человека, у которого, по словам одного из персонажей "при вскрытии обнаружат в груди не сердце, а математическую формулу". Собственно весь фильм - интеллектуальная схватка персонажа Рэйнса с "Чужим", в которой блестящий, но холодный ум ученого побеждает замыслы пришельцев из далекого умершего мира. Он постигает всю полноту знаний инопланетян в момент своего высшего триумфа на астероиде и погибает под ударами атомных бомб посланных по приказу генерала идиота.
На мой взгляд, незаслуженно забытая работа Антонио Маргерити, чуть позже снявшего шедевр итальянского готического хоррора "Танец мертвых" а затем потратившего свой талант в череде бесчисленных и снятых наспех киноподелок. Имея в распоряжении минимальный бюджет и визуальные возможности "Техниколора" режиссер очень правильно выбрал изобразительные средства для этого фильма. В ленте немного локаций, но все они добротно и правдоподобно выполнены. Глобальные сцены земных бедствий вызванных сближением с "Чужим" представлены умелой нарезкой документальных кадров природных катастроф, а сцены сражений в космосе при всей видимой копеечности эффектов лишены веселого дебилизма "Звездных войн" с их ревущими в космосе дюзами и звуками взрывов. Как и положено, для кинофантастики, да и просто фантастики 50-х - 60-х присутствуют неизбежные диалоги с использованием наукообразных терминов и обязательная любовная линия, но Рэйнс и умело задействованный режиссером «Техниколор" заставляют закрывать на это глаза, принимая их как неизбежное зло подобное новогодним выступлениям главы государства на фоне елочки. Особенно визуально удалось Маргерити создать декорации внутреннего пространства астероида. Я даже проверил, не приложил ли свою руку к операторской камере Марио Бава, но нет, оператором в фильме был ничем особо не примечательный Марчелло Машокки. Считаю, что это был вполне удачный и по-моему один из самых первых итальянских опытов в жанре научной фантастики, который было не скучно смотреть и в наше время.