Naked Lunch

Nov 30, 2010 14:19

"Для всеобъемлющего чтения нужен ключ. Но книга построена так, чтобы читатель
сам дал название этому ключу: "Как бы назвать этот ключ? - подумал Никодим,
но не подыскал названия, хотя оно и вертелось у него на языке"."


Первый  раз я посмотрела "Naked Lunch" лет пять назад и бросилась читать книгу Берроуза.
Была, как многие, наверно, удивлена отстуствием параллелей сюжетных связей.
Но книгу осилила , хоть и по диагонали . Словом, поступила, как положено: почитала о Берроузе, о Кроненберге, о битниках, и всякие рецензии, и интервью, и на этом сердце успокоилось.

A позавчера посмотрела снова фильм . На ночь.

Я в выборе кино полагаюсь на судьбу: есть кабельный канал, который показывает "кино не для всех". Его и включаю...
Иногда организовывают тематические уикэнды-ретроспективы: Джармуша или Чаплина, Вуди Аллена или Феллини...
Короче, включаешь - и смотришь, что выпало на этот раз.

.Через три часа проснулась от кошмара - "говорящая жопа" навалилась на меня и что-то шептала( честно, не для красного словца).
И наутро я снова повторила круг: почитала роман, посмотрела интервью с Кроненбергом и Берроузом.

image Click to view



И снова осталась почти ни с чем - со своими впечатлениями и ассоциациями.

Мне тяжело понять наркомана, поскольку крепче травы ничего не пробовала:)
С другой стороны, образы из фильма близки мне и без наркоты.
Я смотрю на Уэллера, и думаю: почему он так органичен, просто прекрасен в этой роли?




Он гладкий, изящный, отполированный, как восковая фигура.
.Он ходит медленно и осторожно, поскольку может рассыпаться от чрезмерного усилия.
Он такая же кукла, как и его друзья тараканы и другие прелестные создания.
Так же, как Интерзона - паноптикум.
Сладостная магрибская мечта, воспетая Бодлером, нежные мальчики с длинными ресницами,белые мягкие костюмы - все это схема.

(Мне вспомнилась старая реклама сигарет "Кент":один клерк бросает пачку другому. В момент, когда другой ее ловит, оффисная декорация сменяется курортно-гавайской панорамой. Всем очень весело.)

Что для меня самое интересное в этом фильме: как человек,  - которого мы знаем и каким-то образом оцениваем его, - постепенно опустошается внутри и ныне представляет собой только оболочку, а под ней роятся тараканы, или куски мяса, или просто черный порошок, он же пепел.

" Собственно, они не были чудовищами или уродами. Все члены их тела
казались обыкновенными, человеческими и обращали на себя внимание только
будто нарочно. Подчеркнутые грубость форм и неслитость их: и нос, и уши, и
голова, и ноги, и руки словно не срощены были, а сложены и склеены только;
казалось, возьми нос или руку у одного из них и обмени с другим - никто
этого не заметит и ничего оттого ни в одном не изменится.
Утром, на солнечном восходе, они прошли обратно. И тогда Никодим уже
совсем хорошо рассмотрел их, и первое впечатление от появившихся у него
осталось. Он только заметил еще, что у двоих, шедших впереди, были отметки
на лицах, в виде черных пятен почти во всю правую щеку - и эти-то отметки
действительно уродовали их до жути. Более всего, однако, они походили на
фабричных рабочих.
Появление их было совершенно для него необъяснимо. Можно было, конечно,
выйти к ним и спросить их, куда они идут, но из гордости Никодим не сделал
этого, сказав себе: "Какое мне дело спрашивать? Пусть идут, куда хотят и
зачем хотят".
И они стали проходить каждую ночь и каждое утро. Ночью шли,
разговаривая шепотком, иногда чуть слышно подхихикивая, с неприятными
ужимками; обратно - сосредоточенно, молчаливо, не глядя друг на друга, и в
этом молчаливом прохождении (потому ли, что солнце, обыкновенно, по утрам
проглядывало сквозь деревья) было похожее на то, как после ночного дождя по
утреннему лазурному небу ветер, не ощутимый внизу, угоняет вдаль отставшие
обрывки туч."


Берроуз стал писателем, по его словам, после того, как убил Джоан Вольмер...

Уильям Ли проделывает тот же путь - только на  двух уровнях...
Инициация 1: путь из человека в бесы происходит в декорациях нереальных под руководством колдуна Бенуэя и сказочных существ.
Инициация 2: прибытие в Аннексию - подтверждение статуса, уже серьезно. Убиваешь - убивай, дружок, по-настоящему, не оправдываясь...

Вот мои размышления после второго просмотра - не последнего.
Изумительные актеры, изумительные цвета и звуки.

william burroughs, david cronenberg, литература кино

Previous post Next post
Up