Продолжая тему "музыки и разговоров о ней": eсли мы говорим об античной музыке, например, то бесспорной является только ее теоретическая часть.
Иудейским покровителем музыки является Иубал (Юваль), сын Каина.
Об этом сказано одним предложением в книге Бытия, в четвертой главе.
Бытие глава 4
"
он был отец всех играющих на гуслях и свирели"
"וְשֵׁם אָחִיו יוּבָל הוּא הָיָה אֲבִי כָּל תֹּפֵשׂ כִּנּוֹר וְעוּגָב."
Бoлее я ничего о нем не знаю.
В отличие от Орфея.
Хотя никто никогда не слышал звучания орфеевой музыки, рассказ о нем стал классикой для всех последующих эпох, источником вдохновения для драматургов, композиторов и философов, каждый из которых понимал его историю по-своему.
Это, пожалуй, первый сюжет, заявляющий: художник несчастен - и художник всесилен.
У кого-то из мифологических персонажей в руке копье, у кого - трезубец, у кого - молния, у кого - мертвая голова, у кого - хитрость.
А у Орфея - лира, гуманное оружие массового поражения. Музыкой он усмиряет диких зверей, укрощает фурий и принуждает богов менять решения .
Об укрощении, кстати.
У нас была родственница, к старости ставшая шумно-агрессивной.
В кульминационные моменты ярости - а голос у родственницы был громовой - ее дочь быстро ставила на проигрыватель "Болеро" Равеля, и скандалистка с первых тактов, которые всего лишь ритмическая фигура пианиссимо, оседала в кресло, с блаженной улыбкой и воскликнув "Хабанера Бизе!"
Музыка в период античности ( "мусике" по-гречески) означает всего лишь "мусическое", т.е., принадлежащее музам. Муз, как известно, девять, и они занимаются различными областями жизни.
И музыка соответственно - это и наука, и религия, и магия, и этика, и эстетика. Она синкретична, т.е. находится в слитном состоянии со всем вышеописанным.
"...эстетическая область была сильнейшим образом представлена в античности, но она очень слабо отчленялась от области бытия вообще, от учения о природе вообще, от этики, политики ("политика" - это тот термин в античности, куда относится вся сфера общественных и государственных дел) и даже просто от психологии.”, - говорит мастодонт Лосев.
Ну, действительно!
Вон Олимп, в голубой дымке, и желающий может различить споры богов и уловить запах жареного быка.
Вон порхает что-то - то ли птица, то ли пифия.
Вон оракул смело отвечает на все вопросы.
И теория отражений Платона вполне понятна - как отражение неба в море.
Если же говорить практически, то разным видам
звукорядов ( ну, вот как грустный минор и веселый мажор) в
Греции соответвовал этос - характер - и его предназначение.
Воинственное, страстное, мужественное, радостное, горделивое и т.д.
Так же организованы были и
макамы, и
раги.
Там еще интереснее: времена дня - и года, и сохранилась эта традиция до нынешних времен.
В общем, можно почитать.
Все греческие философы говорили о музыке: и Платон, и Аристотель, и десятки менее известных.
Высказывания античных мыслителей о музыке - собрание трогательных убежденных объяснений: что хорошо, и что плохо. Они объясняют всё: почему музыка знакомая нам больше нравится, чем та, что слышим в первый раз, и почему мужской голос приятнее, чем женский...
У них пока есть ответы на все вопросы, и рефлексия не отравляет ощущение гармонии между "я" и всем остальным мирoм.
Лосев об этом пишет
хорошо, надо только пропустить вступление на тему марксизма.
Но самый практический вклад в развитие теории и гармонии сделал Пифагор. Честно говоря,все его материалы и открытия дошли до нас в пересказе учеников.
Но не мое дело - проверять историю на подлинность, и уж точно, не самого любимого моего героя.
Количеству
рассказов о Пифагоре мог бы позавидовать любой небожитель. Он, как Орфей, имел власть над дикими животными и обладал тайным знанием, полученным от египетских жрецов. Его смерть отрицали,считая полубогом, его заставали за разговорами с непокорными животными, после чего те пересматривали свой образ жизни.
Ну, и веселые новости: небезызвестный господин Фоменко
считает Пифагора личностью, тождественной Иисусу!
Я же воспринимаю его, как первого из известных "жидомасонов". То, чем занимался Пифагор и его ученики, вызывало страх и зависть у окружающих.
А ведь они не колдовали и не проклинали. Всего лишь учились.
Знания, не понятные толпе, всегда вызывают злобу.
Оставив эзотерику и других зверей, перейду все же к нашей теме.
Имя Пифагора обозначено самым крупным шрифтом в истории музыки , ибо он - отец музыкальной шкалы, т.е. той самой простой гаммы и всех ее последующих преобразований.
Это открытие равно введению азбуки в языке, или числам в арифметике, наверное.
Пифагор открыл, что все наши соображения и впечатления по поводу того, какое созвучие приятно и красиво, а какое нас раздражает и тревожит, основаны на числовых соотношениях.
Есть подробное математическое объяснение, но поскольку я не люблю говорить о том, чего не знаю, то и оставлю это для прочтения тем, кто - да.
И объясню просто, как я понимаю.
Созвучия , состоящие из двух звуков, называются интервалами - аналогично интервалам времени и название: расстояние между звуками.
По звучанию они делятся на
консонансы( согласно) и диссонансы( несогласные).
К первой группе относятся октава, квинта и кварта ( совершенные, чистые консонансы), а также терция и секста ( несовершенные). Ко второй - секунда и септима.
Как правило, любой человек различает на слух, приятно ли уху данное сочетание звуков.
Пифагор, взяв струну ( ее называют гармоникой Пифагора), стал делить ее - зажимать. Вначале посередине, потом на три части, потом на четыре и т.д.
И каждый раз проверять, что за интервал получается по сравнению с исходным - звуком свободной струны.
Звук, издаваемый струной при зажатии посередине создает расстояние октавы - 1:2.
2:3 - квинты.
3:4 - кварты.
Чем более сложные числа в отношении, чем на большее количество частей разделена струна - тем интервал звучит напряженнее, "диссонантнее".
Нам приятно слышать те интервалы, которые составлены отношениями первых простых чисел.
Далее:
шкала Пифагора - мажорная гамма ( до-ре-ми-фа-соль-ля-cи) - это призма, преломление квинт:каждая следующая из которых находится в отношении 2:3 к предыдущей.
Квинта - интервал, охватывающий пять соседних звуков, образует канву трезвучия - самого устойчивого аккорда классической гармонии.
Соотношения между звуками аккорда - 1:3:5.
Эти же числовые отношения образуют обертоны - акустические призвуки, образующиеся при извлечении звука. Они образуют последовательно:
октаву, квинту, кварту, большую терцию, малую, секунду.
Расстояние в частоте от одного обертона до другого тем не менее одинаковое - исходная величина..
( на лекции я сказала: равное 55 герц, но это не так. Шаг прогрессии зависит от начальной частоты. Если она ( А) равна 100, то и шаг будет 100.помноженный на коэффициент n - порядковый номер. Таким образом, частота каждого следующего обертона равна (n+1)*N.)
Эти принципы соотношений образуют то, что называется гармонией - и на разных уровнях, а точнее говоря, на трех.
И здесь я подхожу к теме, рождающей во мне стабильный трепет уже много лет - к теме мировой гармонии.
"Дай, дух переведу!"