И снова, в сотый раз о "Пианистке"...

Nov 16, 2010 09:17


Прочитав некоторое время о "Пианистке" Эльфриды Елинек несколько раз у разных людей,поняла, что пропустить нельзя...
И вот, я прочитала. Очевидно, что впечатление сильное, поскольку наутро после прочтения я проснулась очень рано, в темноте и стала вспоминать и думать, примерять к себе...и к музыке.
а это верный признак того, что сейчас я должна выплеснуть...реакцию на некоторые темы...

1.Тирания матери и ее последствия.

Тема,слегка набившая оскомину...Мамашка-монстр, искалечившая психику дитяти.
Эрика вобрала в себя, как мне кажется, все возможные аспекты последствий материнской любви.(читая, я несколько раз пробормотала сама себе:"Осенняя соната " шиворот-навыворот") . Поэтому мне несколько поднадоело все новое и новое перечисление разных вариантов отклонений.
Как там у Хармса, "ну уж двадцать,ну уж тридцать, ну, еще туда-сюда...Но уж сорок, ровно сорок - это просто ерунда".
Тем более, что отклонения вроде как по списку: номер один:  подглядывающий Том - описали? Описали. Ставим галочку.И т.д.
Как-то очень книжно...И я представляю себе, с какой радостью накидываются на эти описания психиатры...Просто клад цитат  для научной работы.
Автобиографичность книги в этом смысле усиливает ее прикладное значение.
Есть такой метод терапии под названием "психодрама".Человеку предлагается выйти на сцену и произнести в полный голос монолог в адрес своего обидчика.Зал полон народу.Как бы публичность и как бы высказывание.Вот такой формой "психотерапии" мне кажется "Пианистка".

2. Тирания музыки

Честное слово, если бы я не знала, что Елинек действитально музыкант, я была бы уверена, что она - не.Что означает: действительно есть проблема у Эрики. Ее слова о композиторах и произведениях удивительным образом напоминают цитаты из "Википедии".Так мог бы говорить лишь профан, для которого нет связи между сутью и названием.Тут мне просто любопытно: чья это проблема - писателя или образа? Это немного обидно, поскольку люди остаются с впечатлением от определений, создающих вредные клише известным фамилиям.Особенно жалко "Шульберта":))

3.И, наконец, тема, которая меня потрясла: отношения ученика и учительницы.

Также немало написано и снято...Стереотип: муки стареющей плоти и юного совершенства, обреченные на провал и трагедию.
В "Пианистке" стереотип опровергнут, причем, не раз и не два.Банальные исходные данные перетряхиваются в калейдоскопе несколько раз:
наставница и ученик;
старая дева и гиперсексуальный юнец;
повелительница и раб;
мазохистка и садист;
жертва и насильник;
покинутая и мачо

Терминология, конечно, спорная, и три последних пункта где-то дублируют друг друга...
Одно несомненно: между Эрикой и  Вальтера   нет никакого контакта. Не входит одна деталь в другую, не удерживается в зазоре.
В противовес тому, что происходит у Эрики с матерью. Они чувствуют друг друга в любом положении.Они взаимодействуют: неважно, как.Дерутся, или целуются.

Финал - Эрика, выросшая из надетого платья, режет себя ножом...Можно истолковать это по-разному.
Помните, как в "Маятнике Фуко" один и тот же текст может оказаться либо тайным письмом тамплиеров, либо счетом иа прачечной...
Может, это символ осознания своей никчемности, а может, законный исход душевной болезни?:)

Фильм я не смотрела, представляю, что Изабель Юппер сыграла гениально...
А Ханеке очень органично срежиссировал.Наверняка.

Эльфрида Елинек, литература кино

Previous post Next post
Up