Уэйт и Кроули предложили два магистральных пути изучения и развития таро. Но на этих магистральных путях есть коварные тупички.
И часть тарологов в эти тупички попадается.
Начнем с Уэйта. Старина Арчи так боялся выдать пресловутые тайны «Золотого Рассвета», что намеренно переврал в своей книге все, что мог. Но один момент в технологической цепочке описания карты он выпустил, я думаю, ненамеренно.
Первый пункт в последовательности «придумать идею карты - зашифровать ее в рисунке - расшифровать в тексте» он опустил как очевидный. А вариант с зашифрованием не объяснил в должной мере. В результате в «Иллюстрированном ключе» наблюдается такая схема - у меня есть вот такая картинка. Она соответствует вот такому значению.
Такой подход открывает новые горизонты в понимании таро. Собственно, становится возможным не воспринимать таро как некий винегрет из астрологии, нумерологии и каббалы, а объяснять таро непосредственно через таро. Это магистральный путь.
А тупичек прячется вот где - некто берет произвольный набор картинок и приписывает им произвольный набор значений, искренне веря, что он создал новую и уникальную колоду таро. Колода попадает в продажу. Народные массы приобретают ее. И что делать дальше? Запрос поступает к коллективному бессознательному. Бессознательное мгновенно реагирует. Появляется несколько противоречащих друг другу книг доморощенных гуру, где картинки и значения стыкуются между собой с еще большим произволом. Не будем думать, что гурами руководит только жажда наживы.
Кроме этого, начинается так называемая «проработка» колоды. Коллектив единомышленников, а чаще единомышленниц, или как писал Хольм ван Зайчик, единочаятелей, начинает поиск мало-мальски совпадающих значений для данной колоды. Фактически разрабатывая еще один проективный тест в стиле теста Роршаха или «несуществующего животного». Чаще всего работу закончить они не успевают, потому что появляется еще более новая и еще более замечательная колода.
«Книга Тота» Кроули представляет таро как совокупность нумерологических, астрологических и каббалистических понятий. В первую очередь каббалистических.
Я думаю, что попытка вывести значения таро из каббалы в то время была совершенно неизбежной. Потому что в распоряжении оккультистов за исключением астрологии не было ни одного настолько подробно разработанного понятийного аппарата. Выучив этот язык, Кроули был вынужден его использовать.
Его последователи пошли дальше.
Разъятие смысла карты таро на все более мелкие частицы привело к тому, что изучение цветовых переходов и кривизны завитков на карте вытеснили не только смысл карты, но само использование таро как надежного инструмента.
Такое изучение таро трансформировалось в своеобразную «игру в бисер», что, с моей точки зрения, не содержит никакого конструктива.
Каково же было мое удивление, когда я узнал, что некий известный телемит и кроулианец гордится тем, что для него работа с таро соотносится с игрой в бисер.
Кроули предложил искать связь между таро и другими моделями мира. Уэйт (вероятно, невольно) предоставил возможность рассматривать таро как самодостаточную дисциплину. Таковы два главных магистральных пути изучения и развития таро. Тупички я тоже назвал.
Теперь надо поразмышлять о сфере применения таро.