Оригинал взят у
sivilia_1 в
В "Мемориале" прошел круглый стол о проблемах матерей с детьми за решеткой В среду, 30 января 2013 года, в конференц-зале Международного общества "Мемориал" прошла демонстрация документального фильма российского режиссера Натальи Кадыровой "Анатомия любви". Он снят в двух женских колониях - ИК-2 Республики Мордовия и ИК-6 Свердловской области и рассказывает о жизни мам и их детей за решеткой. После показа состоялось обсуждение картины.
Организаторами мероприятия выступили Международный "Мемориал" и Центр документального кино DOC.
Как известно, в российских колониях находятся не только осужденные женщины, но и их дети, которые родились за решеткой. С мамами они видятся только по два часа в день, а все остальное время проводят с сотрудниками домов ребенка при учреждениях лишения свободы. Так происходит до тех пор, пока малышу не исполнится три года. После этого, если не найдется родственников, готовых взять его к себе, ребенка отправляют в детский дом. Предполагается, что когда мать освободится, она заберет ребенка домой. Но это происходит далеко не всегда.
Нужно полное переосмысление того подхода, который сейчас используется. Совместное проживание в колонии могло бы изменить жизнь и мам, и детей, считают эксперты.
![](http://hro.org/files/images/anatomoya_lyubvi/01_s.jpg)
![](http://hro.org/files/images/anatomoya_lyubvi/02_s.jpg)
![](http://hro.org/files/images/anatomoya_lyubvi/03_s.jpg)
![](http://hro.org/files/images/anatomoya_lyubvi/04_s.jpg)
В уголовно-исполнительной системе России функционирует 46 исправительных колоний для женщин. При 13 из них созданы дома ребенка, в которых содержатся дети, сопровождающие осужденных матерей. При этом пока только в шести колониях существует возможность для совместного проживания.
Главная героиня фильма "Анатомия любви" Анна, отбывающая наказание в ИК-2, участвует в таком эксперименте со своей дочкой Юлей. Если сначала Анна не испытывает привязанности к малышке, не знает, как о ней заботиться, курит, то спустя год ситуация радикально изменяется. Анна бросила курить, занимается с дочкой, у нее пробуждаются материнские чувства.
У этой истории есть продолжение за рамками фильма.
Полгода назад Юля, которой на тот момент исполнилось три года, должна была отправиться в детский дом, но этого не произошло. У девочки нашелся опекун - Наталья Кудрявцева. Теперь Юля живет в Москве, у нее 14-летняя сводная сестра (тоже приемная дочь Натальи Кудрявцевой), бабушка.
Наталья, присутствовавшая на показе в "Мемориале", призналась, что, увидев картину "Анатомия любви", не смогла остаться равнодушной к истории Юли и ее мамы. "Юлька была игрушкой в руках этих людей. Мне кажется нормальной реакцией человека - желание помочь", - сказала она.
Наталья старается всячески поддерживать социальные связи девочки с ее мамой.
Однако этот случай скорее исключение, нежели правило.
После просмотра фильма участники круглого стола вступили в дискуссию о преимуществах совместного проживания матерей и детей в колониях, об ответственности мам за своих малышей. В обсуждении приняли участие Инна Жоголева - руководитель проекта "Общественная наблюдательная комиссия", Мария Ноэль - руководитель проекта "Тюремные дети", Людмила Петрановская - семейный психолог, Ирина Ларионова - специалист Управления организации медико-санитарного обучения Федеральной службы исполнения наказаний, Лариса Пономарева - сенатор, Алла Покрас - руководитель программ Penal Reform International в РФ и другие.
Все оказались единодушны во мнении, что психическая связь между ребенком и матерью, взаимная привязанность, рождается в ежедневном, ежеминутном общении, при постоянном контакте. Она не возникнет оттого, что мама час в день будет держать своего ребенка на руках и целовать. Эта "программа" закладывается в раннем детстве, поэтому для матери и ребенка так важны самые первые месяцы и годы его жизни.
Конечно, наилучший вариант - когда мать с ребенком не попадает в места лишения свободы. Поэтому нужно максимально применять отсрочку отбывания наказания беременным и женщинам с детьми до достижения ими 14-летнего возраста.
Эта правовая норма закреплена в статье 82 Уголовного кодекса РФ. Однако в судебной практике это случается нечасто. Так, собравшиеся вспомнили громкий случай Юлии Кругловой, матери шестерых детей, которой дали отсрочку. А также - совсем недавний случай участницы панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной. Будучи матерью - правда, только одного ребенка, - она отсрочку не получила.
Проблема заключается еще и в том, что отсрочка возможна только в случаях, когда мама совершила нетяжкое или средней тяжести преступление со сроком наказания до пяти лет, не против личности.
Если же мама с ребенком все-таки оказываются в колонии, то им следует разрешить совместное проживание, выразили уверенность участники круглого стола. Ведь у ребенка есть неотъемлемое право находиться рядом со своими родителями. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы обеспечить его реализацию. Требуются очень и очень серьезные основания, чтобы нарушить это право.
Присутствовавшие в "Мемориале" эксперты отметили и недостаточность нашей законодательной базы. В ней отсутствует норма, которая закрепляла бы право ребенка находиться вместе со своими родителями.
Кроме того, на круглом столе говорилось о бытовых проблемах женщин в местах лишения свободы, которые страдают и из-за неудобной, некрасивой и не позволяющей согреться одежды и обуви, отсутствия горячей воды, и т. д.
Оригинал на портале HRO.org:
http://hro.org/node/15671