Обращение участников инициативной группы "За гуманное образование" к министру образования Фурсенко А.А
http://humane.org.ru/node/41 Уважаемый Андрей Александрович!
Межвузовская инициативная группа «За гуманное образование», созданная в апреле 2007г. для координации действий, направленных против нарушений российских и международных правовых норм, регламентирующих проведение работ с использованием экспериментальных животных; против использования устаревших методов обучения в ущерб внедрения инновационных и альтернативных, при поддержке Межрегионального Свободного Профсоюза Студентов (МСПС) требует немедленного вмешательства в непростую ситуацию, сложившуюся в российских медико-биологических ВОУ, связанную с экспериментированием на животных.
Из-за отсутствия контроля за соблюдением действующих правовых и этических норм использования животных в учебных целях в большинстве российских ВОУ относятся
к выполнению их требований формально. В соответствии с Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных, утвержденными приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 13.11.1984г. №742, «все процедуры на животном, которые могут вызвать у него боль или иного рода мучительное состояние, проводятся при достаточном обезболивании под местной анестезией или наркозом». Однако, при прохождении физиологического практикума на биофаке МГУ и в других ВОУ применение наркоза просто не предусмотрено, что противоречит требованиям п.8 ст.11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», запрещающего использование негуманных методов обучения. Отсутствие обезболивания наносит студентам моральный и психологический ущерб, прививает жестокость в отношении к животным.
Лучшим выходом из создавшейся ситуации могло бы быть предоставление права выбора формы прохождения практикума студентами непрофильных кафедр: с проведением физиологических экспериментов в рамках законодательства, или с использованием альтернативных методов, что позволит учесть разнообразие мировоззренческих подходов и будет способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений в соответствии с их нравственными позициями, как это установлено в ст. 28 Конституции РФ и ст. 14 Федерального закона «Об образовании», а также соответствовать принципам Болонской декларации и Европейской конвенции по правам человека. В высших образовательных учреждениях Минсельхоза России негуманные (без обезболивания) опыты на животных уже заменены гуманными альтернативами или изъяты из учебных программ и необходимо использовать их опыт. Кроме того, замена опытов на альтернативы полностью соответствует Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1756-р, предусматривающей, что « на всех уровнях образовательной системы повышение качества и инновационный характер образования будут обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, а также современных обучающих программ…».
Право получить гуманное образование реализуется также изучением курса Биоэтики, не являющегося, правда, обязательным. Чтобы обеспечить последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности целесообразно проходить Биоэтику в обязательном порядке до изучения дисциплин, использующих опыты на животных. Однако, на биофаке МГУ с 2005 г. изучение Биоэтики перенесли со 2 курса на 4. Почему? Ведь это нарушает принцип преемственности изучения дисциплин.
С сентября 2004 года продолжается конфликт с администрацией МГУ студента биологического факультета Белоусофф Романа, который в соответствии с действующим законодательством и локальными правовыми актами МГУ просил заменить опыты, связанные с причинением боли и убийством животных без применения наркоза, на гуманные альтернативы, открыто выступал против нарушений при прохождении физиологического практикума, разработанного около 50 лет назад. Однако, руководство биологического факультета МГУ и МГУ в целом уклоняются от решения данного вопроса. В результате, Роман, являясь отличником, не был допущен к весенней сессии 2004-2005 уч.г., уже третий год в нарушение Государственных образовательных стандартов, устанавливающих пятилетний нормативный срок обучения, остается студентом 3 курса, сдав при этом зачеты и экзамены за 3 и 4 курсы, 16 месяцев не получает стипендию, ему не выдают справку формы №26 для военкомата и т. д.
В октябре 2005 г. он обратился в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Однако Рособрнадзор в течение двух лет так и не организовал проверки по фактам нарушений. Отсутствие результатов проверок дает возможность биофаку МГУ продолжать противоправные действия. В результате, студент биофака МГУ, Белоусофф Роман, вынужден отстаивать свои права в Страсбургском суде по правам человека. Имея в зачетке только отличные и хорошие оценки, Роман 16 октября 2007г. отчислен по надуманной причине - за несуществующую «академическую задолженность», в действительности являющуюся результатом недобросовестного выполнения своих обязанностей должностными лицами Рособрнадзора, Минобрнауки, МГУ им. М.В.Ломоносова и биофака МГУ.
Настораживает тот факт, что в МГУ проблему студента, столкнувшегося с нарушениями в процессе обучения, сначала 3 года замалчивали, потом именно те должностные лица, которые уклонялись от проведения проверки должным образом, кулуарно решили все проблемы сразу, руководствуясь принципом: нет человека - нет проблем, отчислив Романа. Между тем, проблему с нарушением требований действующих правовых и этических норм, регламентирующих работу с экспериментальными животными, ни разу не рассматривал ни один коллегиальный орган управления факультетом или университетом, нарушая основополагающий принцип управления МГУ - принцип сочетания единоначалия и коллегиальности (ст. 5.1 Устава МГУ). Более того, даже в нарушение решений судов ректор МГУ Садовничий В.А, проректор по учебной работе Вржещ П.В., декан биологического факультета МГУ Кирпичников М.П. так и не ответили на заявления студента, а Рособрнадзор в течение 2 лет не принял никаких мер по устранению выявленных в МГУ нарушений законодательства РФ в области образования.
В связи с тем, что в соответствии с п.п. 7, 8 и 18 Правил проведения работ с использованием экспериментальных животных общий контроль за соблюдением этих Правил осуществляет постоянная Комиссия Минобрнауки России, наделенная полномочиями при обнаружении нарушений требований гуманного обращения с животными и других основных положений Правил вносить в работу кафедр соответствующие коррективы и даже запретить дальнейшее использование экспериментальных животных, а значит, наконец, решить давно назревшую проблему экспериментирования на животных в учебном процессе с учетом современных достижений науки и техники, просим Вас:
- Дать оценку действиям должностных лиц биологического факультета МГУ, руководства МГУ, Рособрнадзора, департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России по осуществлению контроля за выполнением требований Правил.
- Взять под личный контроль работу Комиссии по контролю за проведением экспериментов с использованием животных в высших образовательных учреждениях.
- Принять срочные меры по устранению нарушений ФЗ от 2 мая 2006г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» руководителями Рособрнадзора и департамента государственной политики Минобрнауки России и привлечению их к ответственности за нарушение установленных сроков для ответов на обращения.
- Рассмотреть вопрос о замене негуманных (без обезболивания) экспериментов с использованием животных на гуманные альтернативы, как меры повышения качества образования и обеспечения инновационного характера образования в естественнонаучных ВОУ.
- Оказать содействие студенту биологического факультета МГУ Белоусофф Роману в продолжении получения образования с учетом его этических убеждений.