Leave a comment

Comments 9

damillola December 30 2017, 11:28:19 UTC
С одной стороны - логично.
С другой - подобный вывод можно сделать только от чрезмерной рефлексии, придавая боли какой-то прямо сакральный характер. Но боль - это всего лишь сигнал нашему сознанию о том, что что-то с телом не в порядке. Если относиться к боли лишь как к сигналу, не придавая этому чрезмерного эмоционального значения, то жить и в конце умирать можно вполне. )

Reply

huma_vestnik December 30 2017, 19:35:06 UTC
Для меня здесь слышны отголоски буддистского подхода к жизни как к страданию, хотя Бенатар на Будду не ссылается.
В целом, я с вами согласен, что придавая боли и страданию такое большое значение, Бенатар, во-первых, не приводит никаких обоснований того, что страданий в жизни больше, чем радостей и удовольствий. Он просто призывает нас поверить ему, что это так.
А во-вторых, при таком подходе жизнь как бы сводится лишь к балансу удовольствий и страданий и лишается тех ценностей и смыслов, ради которых человек часто готов добровольно идти на значительные страдания и рисковать жизнью. Если в жизни нет смысла, то и страдания терпеть становится невмоготу.
Возможно, Бенатар именно так и видит жизнь - лишенное смысла существование, сопряженное со страданиями, которые составляют основное содержание жизни.
При этом непонятно, почему он продолжает вести такую жизнь, а не закончит ее добровольно, безболезненно уйдя из этой жизни и от этих страданий.

Reply

damillola December 31 2017, 02:17:27 UTC
Ну, видимо не хочет закончить жизнь самоубийством потому что рефлексия зашла так далеко, что сама мысль о самоубийстве причиняет сильные страдания. ) Кроме того, он же пишет, что любое убийство - это зло, а он против зла в любой его форме.
Ну и просветительная миссия: кто еще донесет эту философскую идею до масс, если не он? )

Reply

huma_vestnik December 31 2017, 07:59:29 UTC
\\\Кроме того, он же пишет, что любое убийство - это зло, а он против зла в любой его форме.\\\
Да, видимо поэтому он также проповедует веганство.
Однако его упорный отказ отвечать на вопросы личного характера вызывает у меня подозрения, что его собственная жизнь не вполне согласуется с его философией. Ибо сам философ должен быть ярким примером воплощения своей философии в жизнь.
Характерно также то, что придавая своей философии универсальный характер, он игнорирует тот факт, что для многих женщин и супружеских пар потребность иметь детей настолько велика, что они готовы идти ради этого на серьезные риски и преодолевать значительные трудности. Невозможность иметь детей может быть причиной глубоких страданий.

Reply


knowyouare December 30 2017, 13:53:40 UTC
Подумал, что лучше заслать этого философа в Африку. А потом смотрю, ЮАР.

Reply

huma_vestnik December 30 2017, 19:36:35 UTC
Не просто Африка, а глава философского факультета в университете. Неужели он это все предлагает в качестве философии своим студентам?

Reply

talgaton February 21 2018, 16:54:50 UTC
может тогда в восточную Сибирь?

Reply


ext_1490050 December 30 2017, 23:15:04 UTC
Он же сам признает: "На самом деле люди не хотят умирать. По этой причине большинство продолжают жить, несмотря на то, что ... не является для них позитивным опытом." Только в этом "не хотят умирать" - он, похоже, не видит отличий от "не хотят выпивать".
Со моим незнанием философии, могу только указать, что "решение жить" отличное от инстинкта самосохранения - один из из центральных фактов антропологии (от "не убий" и "1-ой благородной истины" Будды до экзистенциализма).
А Вы мастерски находите и подаете подобные "перекосы" культуры. Спасибо.

Reply


huma_vestnik January 11 2018, 08:46:20 UTC
Дискуссия между Джорданом Питерсоном и Дэвидом Бенатаром об анти-натализме (англ.):
http://cliffcentral.com/renegade-report/renegade-report-jordan-b-peterson-david-benatar/

Reply


Leave a comment

Up