С одной стороны - логично. С другой - подобный вывод можно сделать только от чрезмерной рефлексии, придавая боли какой-то прямо сакральный характер. Но боль - это всего лишь сигнал нашему сознанию о том, что что-то с телом не в порядке. Если относиться к боли лишь как к сигналу, не придавая этому чрезмерного эмоционального значения, то жить и в конце умирать можно вполне. )
Для меня здесь слышны отголоски буддистского подхода к жизни как к страданию, хотя Бенатар на Будду не ссылается. В целом, я с вами согласен, что придавая боли и страданию такое большое значение, Бенатар, во-первых, не приводит никаких обоснований того, что страданий в жизни больше, чем радостей и удовольствий. Он просто призывает нас поверить ему, что это так. А во-вторых, при таком подходе жизнь как бы сводится лишь к балансу удовольствий и страданий и лишается тех ценностей и смыслов, ради которых человек часто готов добровольно идти на значительные страдания и рисковать жизнью. Если в жизни нет смысла, то и страдания терпеть становится невмоготу. Возможно, Бенатар именно так и видит жизнь - лишенное смысла существование, сопряженное со страданиями, которые составляют основное содержание жизни. При этом непонятно, почему он продолжает вести такую жизнь, а не закончит ее добровольно, безболезненно уйдя из этой жизни и от этих страданий.
Ну, видимо не хочет закончить жизнь самоубийством потому что рефлексия зашла так далеко, что сама мысль о самоубийстве причиняет сильные страдания. ) Кроме того, он же пишет, что любое убийство - это зло, а он против зла в любой его форме. Ну и просветительная миссия: кто еще донесет эту философскую идею до масс, если не он? )
\\\Кроме того, он же пишет, что любое убийство - это зло, а он против зла в любой его форме.\\\ Да, видимо поэтому он также проповедует веганство. Однако его упорный отказ отвечать на вопросы личного характера вызывает у меня подозрения, что его собственная жизнь не вполне согласуется с его философией. Ибо сам философ должен быть ярким примером воплощения своей философии в жизнь. Характерно также то, что придавая своей философии универсальный характер, он игнорирует тот факт, что для многих женщин и супружеских пар потребность иметь детей настолько велика, что они готовы идти ради этого на серьезные риски и преодолевать значительные трудности. Невозможность иметь детей может быть причиной глубоких страданий.
Он же сам признает: "На самом деле люди не хотят умирать. По этой причине большинство продолжают жить, несмотря на то, что ... не является для них позитивным опытом." Только в этом "не хотят умирать" - он, похоже, не видит отличий от "не хотят выпивать". Со моим незнанием философии, могу только указать, что "решение жить" отличное от инстинкта самосохранения - один из из центральных фактов антропологии (от "не убий" и "1-ой благородной истины" Будды до экзистенциализма). А Вы мастерски находите и подаете подобные "перекосы" культуры. Спасибо.
Comments 9
С другой - подобный вывод можно сделать только от чрезмерной рефлексии, придавая боли какой-то прямо сакральный характер. Но боль - это всего лишь сигнал нашему сознанию о том, что что-то с телом не в порядке. Если относиться к боли лишь как к сигналу, не придавая этому чрезмерного эмоционального значения, то жить и в конце умирать можно вполне. )
Reply
В целом, я с вами согласен, что придавая боли и страданию такое большое значение, Бенатар, во-первых, не приводит никаких обоснований того, что страданий в жизни больше, чем радостей и удовольствий. Он просто призывает нас поверить ему, что это так.
А во-вторых, при таком подходе жизнь как бы сводится лишь к балансу удовольствий и страданий и лишается тех ценностей и смыслов, ради которых человек часто готов добровольно идти на значительные страдания и рисковать жизнью. Если в жизни нет смысла, то и страдания терпеть становится невмоготу.
Возможно, Бенатар именно так и видит жизнь - лишенное смысла существование, сопряженное со страданиями, которые составляют основное содержание жизни.
При этом непонятно, почему он продолжает вести такую жизнь, а не закончит ее добровольно, безболезненно уйдя из этой жизни и от этих страданий.
Reply
Ну и просветительная миссия: кто еще донесет эту философскую идею до масс, если не он? )
Reply
Да, видимо поэтому он также проповедует веганство.
Однако его упорный отказ отвечать на вопросы личного характера вызывает у меня подозрения, что его собственная жизнь не вполне согласуется с его философией. Ибо сам философ должен быть ярким примером воплощения своей философии в жизнь.
Характерно также то, что придавая своей философии универсальный характер, он игнорирует тот факт, что для многих женщин и супружеских пар потребность иметь детей настолько велика, что они готовы идти ради этого на серьезные риски и преодолевать значительные трудности. Невозможность иметь детей может быть причиной глубоких страданий.
Reply
Reply
Reply
Reply
Со моим незнанием философии, могу только указать, что "решение жить" отличное от инстинкта самосохранения - один из из центральных фактов антропологии (от "не убий" и "1-ой благородной истины" Будды до экзистенциализма).
А Вы мастерски находите и подаете подобные "перекосы" культуры. Спасибо.
Reply
http://cliffcentral.com/renegade-report/renegade-report-jordan-b-peterson-david-benatar/
Reply
Leave a comment