Добродетельное насилие

Aug 19, 2015 09:18



Среди людей, совершающих насилие, попадаются садисты и психопаты, однако уровень насилия в обществе гораздо выше, чем можно было бы ожидать, если бы мы попытались списать все на садистов и психопатов.

В настоящее время существуют два наиболее распространенных подхода в объяснении насилия. Первый подход можно было бы назвать теорией снятия ограничений. Она исходит из того, что у всех у нас есть агрессивные импульсы, но мы их держим под контролем. Однако в определенных условиях сдерживающие ограничения спадают и насилие вырывается наружу. Хотя потеря самоконтроля действительно облегчает проявление насилия, все-таки это не объясняет полностью картину. Второй подход фокусируется на том, что насилие помогает достичь определенных целей. Войны, дворовые стычки и дворцовые перевороты часто включают в себя взвешивание выгод и затрат от насильственных действий. Однако и здесь мы часто становимся свидетелями ситуаций, когда насилие применяется в ситуациях, когда ненасильственные методы могли бы значительно увеличить выгоду и снизить затраты.

В своей книге "Добродетельное насилие" (2014) Тейдж Раи и Алан Фиске, основываясь на анализе большого количества опубликованных исторических и исследовательских материалов, выдвигают объяснительную гипотезу, согласно которой большая часть насилия совершается потому, что оно считается морально оправданным и воспринимается как своеобразный моральный долг. Целью такого насилия является поддержание морального порядка в обществе. Авторы анализируют существующие программы по борьбе с насилием и считают, что их низкая эффективность во многих случаях объясняется тем, что они не учитывают моральную мотивацию людей, совершающих насилие. Морально мотивированное насилие может быть уменьшено, только если насилие будет вести не к укреплению социальных связей через моральное одобрение, а к их нарушению и общественному осуждению насилия.

Полный текст (англ.): http://aeon.co/magazine/philosophy/people-do-violence-because-their-moral-codes-demand-it/

книги, этика

Previous post Next post
Up