Религия войны и слезинка ребенка

Mar 09, 2015 10:53



Александр Ципко (философ и политолог):

Восстание нынешней РПЦ против христианства.
Обратите внимание: не только авторы новой концепции советской истории, но и РПЦ на самом деле отказалась от морального подхода к истории, отказалась от осуждения преступлений против человечности, совершенных Лениным и Сталиным, советской властью в целом. И даже наш святейший патриарх Кирилл только вскользь упомянул о крови революции 1917 года в своем выступлении в Думе 22 января сего года. А справедливость, якобы привнесенную Октябрем в нашу историю, назвал одним из величайших завоеваний советской власти. В чем справедливость? В убиении сотен тысяч, миллионов людей только за то, что они были священниками, дворянами, офицерами, только за то, что они ходили в пенсне? А потом убиение крестьян за то, что без их голода и смерти нельзя было построить ДнепроГЭС?
...
Критика патриархом, как он считает, излишнего увлечения разговорами о крови, пролитой революцией, является вызовом не только христианскому «Не убий», но и всей великой русской литературе, великой русской религиозной философии начала ХХ века. Все, что было в русской культуре подлинно христианским, вошло в сокровищницу мировой культуры, было пронизано проповедью того, что человек не может быть средством, что не стоит счастье всего человечества слез одного замученного ребенка. В этом - великая русская культура, подлинно гуманистическая, подлинно христианская. И этим она облагораживала русские души, несла в себе свет веры в Бога, в человека. Но, отказываясь от моральной оценки истории, призывая забыть о крови революции, советской истории, мы тем самым отвергаем все самое ценное, что было создано нашей нацией.
...
Но совсем поражает и даже шокирует, по крайней мере меня, учение одного из ведущих иерархов РПЦ Всеволода Чаплина, учение о том, что именно при позднем, послевоенном Сталине страна стала на подлинно «русский путь». В чем тогда русскость? В муках сотен тысяч матерей, которые были отправлены в ГУЛАГ только за то, что они вынесли с поля своим голодным детям несколько жменей зерна? Непонятно, как можно иерарху РПЦ славить личность руководителя России, с именем которого связаны муки и страдания миллионов людей?

Полный текст:
Религия войны побеждает?
http://www.ng.ru/ng_politics/2015-03-03/9_war.html

------------------------------------------------------



Всеволод Чаплин (протоиерей РПЦ):

Александр Сергеевич говорит о "восстании против христианства" Русской церкви, но сам проповедует нечто, от христианства весьма далекое, отождествляя его с гуманизмом и, похоже, даже с пацифизмом.

Несправедливо обвинение Церкви в том, что она мало говорит о мучениках XX века. Говорить о них мы стараемся как можно чаще, пусть нас и не всегда слышат. Преступления богоборческих времен мы осуждаем и ясно говорим о том, что они не имеют оправдания - конечно, в том случае, когда были направлены против невинных людей. Но осуждаем мы эти преступления не потому, что якобы христианство отвергает любое применение силы, а потому, что в данном случае она применялась несправедливо, беззаконно и в неправильных целях.
...
В конце концов, Сам Бог, Бог Троица, то есть в том числе Бог Cын, впоследствии воплотившийся как Иисус Христос, насылал бедствия и гибель на целые народы. Об этом говорится в Ветхом Завете - вспомним хотя бы Содом и Гоморру. Но и из церковного Предания новозаветных времен мы знаем, что Бог наказывает людей и народы. Да, при этом страдают и дети, и старики, и грешники, и святые. Но Господь поступает именно так, как поступает - не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее, потому что Бог знает: она и только она, в соединении с добрыми делами, дает возможность войти в Его Царство, в блаженную вечность. И поэтому такое Божие наказание - не зло, а благо. Для многих, для всего человечества.

Другого "бога" для Александра Сергеевича у нас нет. Бог один, и Он таков, каким Он открыл Себя в Писании и в Предании. Для Него приход к истине хотя бы части человечества важнее, чем "слезинка ребенка", как бы ни нравилась кому-то эта красивая, но богословски сомнительная фраза Достоевского, и как бы ни хотелось кому-то считать, что земная жизнь - это главное. Для христианина она не имеет высшей ценности. Выше, важнее - настоящая жизнь, жизнь вечная, к которой Господь приводит людей и народы разными путями, в том числе через страдания - страдания реальные, никак не вяжущиеся с идеей обывательского душевного и телесного комфорта, обычно разрушающие этот комфорт, но принимаемые с благодарностью теми, кто, претерпев их, вошел в блаженное вечное царство.

Полный текст:
Истинное христианство или культ слезы ребенка?
http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=214

религия, этика, Александр Ципко, Всеволод Чаплин

Previous post Next post
Up