Энтони Грейлинг. О смертной казни

Feb 04, 2015 10:35



Ошибочно думать, что те, кто выступает против смертной казни, обязательно являются людьми сентиментальными, движимыми жалостью по отношению к осужденным за умышленное убийство. Довольно часто, впрочем, их отношение определяется состраданием к тем, кого квалифицируют как преступников, но кто в других обстоятельствах, более справедливых, более разумных и благоприятных, вовсе не был бы преступником - речь идет, например, о проститутках и наркоманах. Они могут также понять, хотя и не смириться с этим и не простить, убийцу, действовавшего в состоянии аффекта. Такое отношение вытекает из сострадания и понимания тех трудностей, которые могут превратить жизнь в ад как для самого человека, так и для его близких, из понимания немощей человеческого духа, столь многочисленных и неизбежных, что без них трудно представить себе человеческую жизнь.

Но из этого не следует, что протест против смертной казни вырастает из сострадания к тем людям, которые совершили умышленное убийство. Вовсе нет. Умышленные убийства совершаются презренными, опустившимися людьми, которые убивают не только своих жертв, но и частицу жизни в каждом члене семьи жертвы. Лишая свои жертвы жизни, они лишают их будущего, отношений, возможностей, целые миры уничтожаются за доли секунды, которые требуются чтобы выстрелить из пистолета или взорвать бомбу. И они пожизненно осуждают семьи жертв на ужасные последствия совершенного действия, ставя на их жизнях жестокую отметину, которую они никогда не смогут забыть, даже если им удастся свыкнуться с непереносимой истиной, что они оказались в ситуации беспричинной, насильственной и ужасной потери жизни тех, кого они любили, и чья жизнь была составной частью их собственной жизни. Никакое количество лет не способно изгладить это из памяти, и ничто не способно это оправдать.

В свете вышесказанного вы скорее всего подумаете, что родственники жертв должны в числе первых потребовать отмщения и были бы рады увидеть как убийцы, подобно паразитам, уничтожаются и выбрасываются на помойку. От мысли о массовых убийцах, террористах-смертниках, убийцах детей перехватывает дыхание, возникает отвращение и презрение к этим людям. Но даже с учетом этого, смертная казнь не является решением. Для этого есть много причин, но одна причина самая главная. Она не имеет никакого отношения к уважению убийцы, или к учету его прав, или к предполагаемой святости его опасной жизни. Скорее, это уважение к нам самим, понимание того, в каком обществе мы хотели бы жить. Суть проста: мы ни в коем случае не должны опускаться даже близко к тому уровню, на котором находится сам убийца.

Если в качестве аргумента в пользу смертной казни выдвигается библейский принцип "око за око", то казнь не является отмщением. Если убийца живет так же долго, как члены семьи жертвы, и страдает от пожизненного заключения, что аналогично страданиям от потери близких, тогда одна миллионная часть отмщения совершается. Но казнь убийцы не только толкает нас на тот уровень, на котором находится убийца, но еще и сокращает его страдания. Если он виновен в смерти десятков или сотен людей - террорист-смертник, взорвавший здание или самолет, - освобождение его из тюрьмы с помощью смерти не может компенсировать и миллиардной части того, что он совершил. Даже для тех, кто жаждет отмщения, казнь не приносит удовлетворение, и, в то же время негативно сказывается на нас самих, если мы к ней прибегаем.

Споры о смертной казни сложны, потому что там сталкиваются много разных соображений. "Почему мы должны содержать убийцу живым за счет общества?" - спрашивают сторонники смертной казни. "Как насчет возможности исправления или возможной ошибки правосудия?" - отвечают оппоненты. Как может кто-то одновременно выступать за смертную казнь и против абортов, или наоборот? Существуют ли какие-то различия между абортами, убийством на войне и судебными казнями? Рассуждение, приведенное выше, говорит о том, что какие бы ответы мы не дали на эти вопросы, они не могут оправдать смертную казнь.

Оригинал (англ.): http://www.acgrayling.com/the-last-word-on-capital-punishment

смертная казнь, Энтони Грейлинг

Previous post Next post
Up